Конспект логопедического занятия "Обитатели морей и океанов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Григорьева Ольга Васильевна

Конспект логопедического занятия для обучающихся старшего возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Обитатели морей и океанов»

Старшая группа ЗПР учитель-логопед Григорьева О.В.

Цель: расширять лексический словарь по теме «Морские обитатели»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • расширять и углублять знания детей о морских обитателях;
  • совершенствовать словарный запас;
  • формировать умение делить слова на слоги;
  • формировать умение согласовывать имя числительное и имя прилагательного с существительным.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать координацию речи с движениями;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать зрительное восприятие, внимание;
  • развивать навык деления слова на слоги;

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны;
  • формировать умение работать и играть в коллективе;
  • воспитывать умение работать по инструкции.

Методы и приёмы:

  • практические: дидактическая игра
  • наглядные: разрезные картинки, презентация, схемы.
  • словесные: беседа, объяснение

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оснащение НОД:  конверт с письмом, зеркала – по количеству детей, картинки с изображением морских обитателей, жемчужины, цветные фишки на каждого ребёнка, Предварительная подготовка:

  • Рассматривание фотографий с изображением морских обитателей;
  • Заучивание слов физкультминутки;
  • Выполнение артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, слышны звуки морского прибоя, крики чаек.

Логопед: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: Мы слышим шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек, шум ветра.

Логопед: Ребята, давайте закроем глаза и насладимся морским воздухом.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в морское путешествие, нас ждёт непростой путь! Мы повстречаемся с разными морскими обитателями, которые приготовили для нас задания. Вы готовы?

Дети: Да!

 Д\и «Подбери вкладыш. Составь предложение»

(Дети подбирают вклдыши  и составляют предложения

Дети: У меня получилась морская черепаха…

Логопед: Сейчас я расскажу вам интересные факты о каждом из этих морских обитателях. Слушайте внимательно.

Морские черепахи - не могут втягивать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. В поисках пищи морские черепахи совершают дальние путешествия. А для того чтобы отложить яйца, они возвращаются всегда на одни и те же пляжи.

У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму. По остроте они могут сравниться с ножом.

Осьминог - у осьминогов нет твёрдого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.

Кит – крупнейшее животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детёнышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы. Они открываются только на короткий момент вдоха выдоха, когда кит всплывает к поверхности воды.

Дельфины – самые разумные обитатели океана.. Дельфины хорошо имитируют звуки, издаваемые человеком, например, смех или плач. Они даже могут повторять отдельные слова и целые предложения. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», посвистывают и пощелкивают.

Морской конёк –небольшая рыбка, необычная форма тела напоминает шахматную фигуру.-

 Ну что ребята, вы готовы к выполнению заданий?

Дети: Да!

Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, у кого первого искать жемчужину:

Очень медленны движенья,

И “походка” – как скольжение,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, …

Дети: Черепаха.

«Артикуляционная гимнастика»

- Первое задание от морской черепахи. Морская черепаха хочет, чтобы мы выполнили артикуляционную гимнастику

«Морская черепаха»

Сверху блюдо, снизу блюдо  «обезьянка» - ( язык прячем то под верхнюю, то под нижнюю губу)

Неожиданно откуда (рот закрыт)

Появилась голова – («лопатка»)

Закивала всем она – (подъем языка вверх, вниз «Качели»)

На животик повернулась – (широкий язык на нижнюю губу «лопатка»)

Сладко, сладко потянулась - («Часики»)

Поднялась на вверх с размаху -   («Грибок»)

Я – морская черепаха! - («Иголочка»)

- Молодцы, вы справились с первым заданием. Вот вам жемчужина.

- Послушайте следующую загадку:

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит –

Так живёт на свете … (кит).

Логопед: Следующее задания от кита. Кит нам предлагает выполнить звуковой анализ слова «Кит» и выложить звуковую схему цветными фишками. Ребята, кто желает составить схему на доске? Остальные выкладывают звуковую схему самостоятельно.

Кит

Логопед: Сколько слогов в слове Кит? 

Дети: В слове кит 1 слог.

Логопед: Почему в слове «кит» один слог? Какое есть правило?

Все справились? Молодцы! Вот вам ещё одна жемчужина

- Послушайте следующую загадку:

Всё без рук могу хватать!

Ног моих не сосчитать!

Но а тот, кто всё же смог,

Говорит я …

Дети: Осьминог

Физкультминутка

Осьминоги, осьминожки.

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук ладонями вниз лежат на столе: правая рука с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз

Ладонь правой руки медленно движется вниз, а ладонь левой – вверх.

Сальто сделают на бис.

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево,

тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется направо, ладонь левой – влево, затем наоборот.

Логопед: Молодцы! Следующая загадка:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знает и француз и финн:

Любит поиграть … (дельфин).

«Деление слов на слоги»

Задание у нас от «дельфина». Он просит разделить слова на слоги, прохлопать каждое слово.

Дети: Море, акула, ракушка, дельфин, плавник.

Логопед: Молодцы, ребята! Выполнив это задание, нам вернули жемчужину!

Логопед:

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула).

«Определи место звука [А]»

Следующее задание от акулы. Нужно определить место звука [А] в словах (начало, середина, конец) на схеме. (Акула, скат, кораллы, краб, морская звезда, медуза) 

Очень хорошо вы справились и с этим заданием. Держите жемчужину.

Логопед:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Ручки у неё и пузо.

А зовут её … (медуза).

«Посчитай «1 -2 – 5»

Медуза предлагает нам поиграть в игру “1,2,5» и посчитать морских обитателей.

Умный дельфин – (один умный дельфин, два умных дельфина, пять умных дельфинов).

Зубастая акула – (одна зубастая акула, две зубастые акулы, пять зубастых акул).

Прозрачная медуза– (одна прозрачная медуза, две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).

Большой кит – (один большой кит, два больших кита, пять больших китов).

Ленивый краб – (один ленивый краб, два ленивых краба, пять ленивых крабов).

Итог занятия:

- Ребята, ну что, мы помогли русалочке собрать жемчужины?

Теперь она сможет пойти на бал к Морскому царю.

- Я предлагаю отправить жемчужины «Русалочке» посылкой.

- Что вы сегодня нового узнали о морских обитателях?

(морская черепаха не может втягивать голову под панцирь;

у акулы зубы по остроте могут сравниться с ножом;

у осьминога нет твёрдого скелета, его тело может изгибаться в разные стороны;

кит самое крупнейшее животное на нашей планете, своих детёнышей киты кормят молоком;

дельфины самые разумные обитатели, они могут имитировать смех или плач человека)

Ребята мне очень понравилось, как вы сегодня работали, спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Обитатели морей и океанов"

Ознакомление днтей с обитателяим морей и океанов...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».

Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление  умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...

Конспект занятия "Обитатели морей и океанов".

Расширять,углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов".

Конспект занятие: " Обитатели морей и океанов"....

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Обитатели морей и океанов. Звуки [н], [н\']. Буква Н.

Логопедические домашние задания для детей подготовительной группы. Тема: Обитатели морей и океанов. Звуки [н], [н']. Буква Н....