Конспект логопедического занятия: " Россия - Родина моя"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Василенко Галина Анатольевна

Конспект логопедического занятия: " Росссия - Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-rodina_moya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие  для детей

 подготовительной группы.

                Тема: « Россия – Родина моя »

Цель:   Расширять и систематизировать знания детей о Родине; 

               

Задачи: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов), синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
  •  Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
  • Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
  • Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
  •  Воспитывать гордость за родную страну.
  • Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Предварительная работа:

  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
  • Прослушивание гимна России, и песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Оборудование и материалы:

  • карта, герб, флаг Российской Федерации; герб, флаг Осетии
  • иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
  • глобус, проектор, слайды на тему «Россия»,  « Осетия», мяч, макет березы;
  • карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах),
  • ленточки; тренажеры для развития дыхания.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,

                     Океанские просторы,
                   Ленты рек, озера, горы…
Логопед :  -- Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине.  На чем можно путешествовать?

Дети: -- На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…

Логопед: А на чем быстрее всего совершать путешествие, как вы думаете?
(Ответы детей)
На самолете.
Логопед: Почему?
(Ответы детей)
Он передвигается быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного места.

2. Упражнение «Самолетики»
(развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса)

Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

3.Основная часть. Беседа о России. Малая Родина – РСО-Алания г.Моздок

Логопед демонстрирует слайд « Россия на политической карте мира»

Логопед: --Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?

Дети отвечают: -Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

Логопед:  -Найдите на карте нашу маленькую Родину: РСО- Аланию. Столица – г.Владикавказ.  И наш маленький город Моздок! Наша малая Родина находится на юге России  и занимает маленькую площадь.

 «…Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая

4.Логопед показывает флаг России.

 Вы слушали о Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины, России.

Логопед: Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Кто мне назовёт цвета Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный – цвета российского флага.

Логопед: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

- Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нище

Логопед:  показывает слайд:  Символы нашей малой Родины Северной Осетии -Алании: герб, флаг Осетии; герб - г.Моздока

Флаг Осетии состоит из 3-х  цветов: белый – символ моральной чистоты, честность, благородство. Красный – цвет пламени, цвет воинов. Желтый- это изобилие, благодать. Всё это создаётся трудом скотоводов и земледельцев.

     Конкурс «Российский триколор» и флаг Осетии.

 Дети делятся на две команды. На столе лежат полоски из бумаги трех цветов: белый, синий, красный; синий, красный ,жёлтый.  Детям дается задание составить российский флаг и флаг Осетии

5. Рассказ о гербе.

Логопед: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?

Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл.

Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая

 Логопед: Вглядитесь внимательно в российский герб. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.   Это  означает победу справедливости, добра над злом.

Логопед: это герб –Осетии, нашей малой Родины. Что изображено на нём? Красное небо – героизм, воинская слава. На фоне гор изображен барс, решительный, смелый. Осетинский народ, как барс храбр и самоотверженный в борьбе  врагом. Жёлтая земля – плодородие и изобилие.

     Конкурс «Герб страны»

Каждой команде дается разрезанный на несколько частей герб РФ.

Задача – первыми правильно собрать герб.

 

6.  Динамическая игра «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)

Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо влево)

И копьё в руке блестит (сжать руки в кулак,)

Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс.)

Злой дракон у ног лежит (показать руками.)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны (поднять руки вверх.)

7. Логопед: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?

Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.

Логопед: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях, его мы слушаем, стоя и молча.

- Сегодня праздник нашего государства, давайте встанем и  послушаем торжественный гимн нашей России.

8. Логопед демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.

Дети: — Это Москва — столица России.

Логопед : — Почему вы так решили?

Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.

Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.

Дети: - Это береза.

Логопед : - Как береза связана с Россией?

Дети: — Березу считают символом России.

Логопед :

- Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая

Логопед  демонстрирует изображение (фото) каравая.

Дети: - Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».

Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?

Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».

Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?

Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».

9. Упражнение «Подбери  родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.

10.Упражнение «Родина какая?»

Дети подбирают признаки к нашей Родине.

Любимая, большая, огромная, красивая, богатая, веселая, грустная, прекрасная, родная, необъятная, грустная.

11. Заключительная часть.

Логопед- На Руси верили, что если что-то пожелать, то пожелание сбудется.

Говорите, что вы желаете нашей Родине.

Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия "Наша Родина"

Конспект логопедического занятия "Наша Родина"...

Конспект логопедического занятия «Наша Родина – Россия. Нефтегорск»

Представлено занятие по патриотическому воспитанию  с детьми подготовительной группы с ОНР...

Конспект игры - занятия "Россия - родина моя"

Воспитание любви у дошкольников к своей Родине...

Конспект логопедического занятия "Наша Родина"

Конспект занятия "Наша Родина"...

Конспект интегрированного занятия Россия - Родина моя!

Конспект интегрированного занятия Россия - Родина моя!...