Консультация для учителей-логопедов"Развитие лексической стороны речи детей в игре"
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры на развитие лексической стороны речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              «Развитие лексической стороны речи детей в игре».

Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры на развитие лексической стороны речи.

                                                              Именно на игре словом ребенок    учится

                                                      тонкостям родного языка, усваивает музыку

                                               его и то, что филологи называют «духом языка».

                                                                                                       М.Горький                                                                                                                                                  

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Вспомните, как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игровые приёмы, на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, являются наиболее эффективными в логопедической работе. Используя их, педагог-логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционной деятельности. При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться такими рекомендациями: - игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут); - они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку; - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка; - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность; - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.

Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какая степень его инициативности в этом процессе. Логопед должен так направлять педагогический процесс, чтобы дети всё активнее участвовали в коммуникативных операциях. Важным при использовании игр будет включение в работу тех детей, уровень речевого развития которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои, пусть малые, знания, даёт им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками занятия. Создание такого стимула у ребёнка зависит от мастерства, желания логопеда и веры его в потенциальные возможности ребёнка. Без такой веры логопедическая работа с детьми, страдающими нарушениями речи, становится тяжёлым и малоперспективным трудом.

Среди наиболее существенных задач по развитию речи является работа по развитию лексического запаса. Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. Слово имеет не только определённое звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов – это процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются, поэтому процесс овладения словарём тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними.      

 Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические критерии – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько направлений работы над ними: - Усвоение новых слов и значений, то есть количественное обогащение словаря; - Понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, то есть качественное обогащение словаря; - Активизация словаря; - Его очищение от просторечных, жаргонных слов. Также необходимо указать на некоторые задачи в работе над словом: - работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слого-ритмическому оформлению; - работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова; - работать над развитием пассивного словаря, т.е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребёнок; - работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам; - работать над разными видами значений слов: предметной соотнесённо-стью с понятийным, ситуативным, эмоциональным и др.; - работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами); - работать над смысловой сочетаемостью слов; - работать над активизацией поиска слов ребёнком.

Работа над словом начинается с формирования основ. Нужно формиро-вать предметную отнесённость слова (т.е. связь наименования с предметом), на её основе формировать обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов), формировать понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесённость слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.) Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков выделяющих предметы. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводы о сходстве или несходстве предметов. При этом чем больше ребёнок сможет выделить признаков и свойств предмета, чем больше он будет приводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки. Такая игра принесёт очень большую пользу. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова, полученные на одном материале, следует переносить на другой материал. При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Значительную помощь в упорядочении, группировке словаря окажет работа по ситуативной отнесённости слов, предусматривающая задание назвать как можно больше предметов, вовлечённых в одну и ту же ситуацию. Полезна также работа по называнию частей целого предмета, нахождению целого по наименованию частей. Работа по формированию словаря открывает ребёнку возможности для развития фразовой речи, так как умения выделять в предмете свойства, признаки и определять действия, которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете. При помощи стимулирующих вопросов логопеда можно построить достаточно развёрнутое высказывание-сообщение, высказывание-вопрос и т.д. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребёнка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счёт усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их формы можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которого они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложение. Целесообразно использовать работу с синонимами: она способствует по-ниманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определённой ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Важное место в пополнении лексики занимает работа над антонимами, вследствие которой ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству. Развивая у детей понимание многозначности разных частей речи, логопед знакомит их с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов дошкольников, постепенно формирует понятие о языке, как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво. В заключение необходимо добавить, что игры на развитие лексической стороны речи способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им. На этом материале появляется возможность практически познакомить ребёнка с системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.

Приложение: Игры на развитие лексической стороны речи детей.  

                                             Список литературы:

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия, Ко, 1998.

2. Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры и задания. – СПб., Каро, 2002.

3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб., Детство-пресс, 1999.

4. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, Академия, Ко, 1998.

5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа : Ме-тод.пособие для учителя-логопеда. – М., Владос, 2001.

 7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., Владос, 2003.

8. Логопед. Научно-методический журнал. 2004, № 1.

9. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

10. Основы логопедической работы с детьми. / Под общ.редакцией д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной – М., Аркти, 2003.

11. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994.

Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только  пользоваться словом, но и активно оперировать им.

 ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ

1. «Сколько слов?»

Цель: Дать детям понятие «слово».

 Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др.

Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

2. «Кто это? Что это?»

 Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.

Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевлённые предметы. Дети отвечают, например: Книга. Игрушка. Стол и т.д. Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевлённые предметы: птичку, рыбку, детей – спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевлённые предметы, а дети ставят вопрос «кто?» Таким образом, педагог постепенно подведёт детей к понятиям «живой» — «неживой». Поводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».

3. «Рассмотри картинки»

Цель: Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».

Оборудование: Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы. Описание игры: Вариант 1. Педагог выставляет предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем даёт задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?). Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

4. «Кто что делает?»

 Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

 Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». – «Какое второе слово?» — «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?), бежит (что делает?), смеётся (что делает?).

 

5. «Кто как передвигается?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает и т.д.

6. «Кто как голос подаёт?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных и птиц. Например: воробей – чирикает, лягушка – квакает, кошка – мяукает, корова – мычит, медведь – рычит и т.д.

7. «Кто что умеет делать?»

 Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

 Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям картинки с изображением лю-дей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель – учит, врач – лечит, повар – варит, строитель – строит, художник – рисует и т.д.

8. «Кто что делает?»

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

 Описание игры: На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой. Например: логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения. Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и т.д.

9. «Отгадай, что это за животные?»

 Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Описание игры: Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь. Сторожит, грызёт, лает – кто это? Мяукает, лакает, царапается – кто это? Хрюкает, роет – …? Мычит, жуёт, ходит – … ? Летает, жужжит, жалит – … ?

10. «Назови слово»

Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие. Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребёнка, сидящего человек, бабочку, книжку и т.д. Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: Кто это? Что это? Что делает? За правильное выполненное задание ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.

11. «Какой он?»

 Цель: Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета. Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог показывает детям картинку с изображением лимона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой?) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т.д.) Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?» А теперь посчитайте, сколько я скажу слов». Большой, новый (два слова.) Какое первое слово? (Большой.) Какое второе слово? (Новый.) Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?» Педагог указывает на предметы и спрашивает Какой он? Какая она? Какое оно? Дети отвечают. Таким образом отрабатываются прилагательные мужского, женского и среднего рода.

12. «Назови предмет по признаку»

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.

Описание игры: Назвать предмет по его признакам. Ответить на вопросы. Прыгучая, пушистая, рыженькая — … — Какая белочка? Маленький, круглый, колючий — … — Какой ёжик? Стройная, зелёная, колючая — … — Какая ёлочка? Тёплый, мелкий, моросящий — … — Какой дождик? Красная, спелая, душистая — … — Какая земляника?

13. «Подбери к предмету признаки»

Цель: Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки. Обогащать словарь.

Описание игры: Подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам. Например: берёзка – белоствольная, кудрявая, русская, молодая – какая? Ветер … (холодный, тёплый, ласковый сильный, пронизывающий); Настроение … (хорошее, весёлое, радостное); Друг … (преданный, верный, надёжный); Поведение … (хорошее, примерное, отличное); Погода … (солнечная, хорошая, ясная, холодная, дождливая).

14. «Ответь на вопрос»

Цель: Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: Картинки, изображающие предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Описание игры: Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая картинки, педагог задаёт вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задаёт вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

15. «Цепочка слов»

Цель: Обогащать словарный запас ребёнка.

Описание игры: Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своём объёдинении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т.п.) То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка». - Кошка бывая какая? - Пушистая, ласковая, разноцветная… - Что ещё бывает разноцветным? - Радуга, платье, телевизор… - Каким ещё может быть платье? - Шёлковым, новым, прямым… - Что ещё может быть прямым? - Линия, дорога, взгляд… и т.д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

 «Парные картинки».

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе именительного падежа.

Оборудование: Парные картинки, изображающие предметы обихода.

Описание игры. Вариант 1. Игра заключается в том, что по показанной педагогом картинке ребёнок отыскивает у себя такую же и правильно называет её. Один набор раздаётся детям (по 5 штук). Другой остаётся у педагога. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У кого есть такая же картинка?» Ребёнок, у которого оказалась парная картинка, отдаёт её и называет. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут возвращены педагогу.

Вариант 2. В наборе картинок, который раздаётся детям, изображены те же предметы, но во множественном числе. Педагог говорит: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребёнок отвечает: «У меня много мячей». Картинку отдаёт педагогу, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у всех играющих и определяется победитель.

«Найди, что надо»

Цель: Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование: Набор предметных картинок.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошёл кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки). Ребёнок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». «Митя и дедушка собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «В корзину». Свой ответ ребёнок сопровождает показом соответствующей картинки.

«Что кому нужно?»

Цель: Учить детей правильному употреблению имён существительных в дательном падеже.

Оборудование: Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Описание игры: Педагог раздаёт детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолёт?» Ребёнок, у которого картинка – лётчик, поднимает руку и отвечает: «Самолёт нужен лётчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем. Самолёт — Шофёру Швейная машина — Машинисту Автомобиль — Почтальону Винтовка — Кочегару Лопата — Кузнецу Молот — Лётчику Книга — Солдату Сумка — Портнихе Паровоз — Ученику Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребёнком будут розданы все картинки.

 «Кто чем питается?»

Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают. Травой, корой — Белка Сеном, соломой — Лиса Овсом, сеном — Заяц Курами, зверьками — Мышь Молоком, мясом — Дятел Жуками, гусеницами — Корова Орехами, грибами — Лошадь Крупой — Кошка

«Кто чем защищается?»

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Описание игры: Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задаёт вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек. Клювом  - Кошка Рогами — Собака Когтями — Олень Иглами — Слон Зубами — Ёж Хоботом — Гусь

«Лото»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имён существительных.

Оборудование: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе. Одно колесо – много колёс. Одно яблоко – много яблок. Одна кукла – много кукол. Одна книга – много книг. Одна кисточка – много кисточек. Одно кресло – много кресел. Один лимон – много лимонов.

Описание игры: Всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задаёт вопрос: «Кому дать много книг?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одна книга. Дайте много книг». За правильный ответ ребёнок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки. Примечание: Можно раздать картинки с одним предметом, можно вперемешку.

«Один – одна – одно»

Цель: Учить детей различать род имён существительных.

Оборудование: В коробке перемешаны мелкие предметы или картинки. Мужской род — Женский род — Средний род Карандаш — Книга — Колесо Лимон — Груша — Яблоко Фартук — Рубашка — Платье Ремень — Шапка — Пальто Чайник — Кастрюля — Блюдце Чемодан — Сумка — Полотенце Описание игры: Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает: «Сколько?» Ребёнок: «Один карандаш». За правильный ответ ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребёнка и выявляется победитель. Примечание: В вопросе педагога первое время следует избегать названия существительного «Сколько карандашей?», так как дети отвечают на него: «Карандашей один». Существительное обязательно должно быть согласовано с числительным.

 

«Разложи картинки»

Цель: Учить детей различать род существительных.

Оборудование: В коробке набор картинок, изображающих знакомые картинки. Первый набор — Второй набор — Третий набор Карандаш — Кастрюля — Яблоко Стакан — Тарелка — Блюдце Чайник — Книга — Полотенце Пузырёк — Чашка — Солнце Портфель — Груша — Окно Огурец — Репа — Зеркало Лук — Сахарница — Письмо

Описание игры: Педагог раздаёт детям картинки и говорит: «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на три кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы, про которые можно сказать «он» (карандаш — он), во вторую – предметы, про которые можно сказать «она» (тарелка — она), и в третью – предметы, про которые можно сказать «оно» (яблоко — оно)». Дети по очереди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место. За правильный ответ дети получают фишки, а по окончании игры определяется победитель.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

«Что такого же цвета?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры: Педагог показывает детям зелёный квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зелёный свитер, зелёная шляпа, зелёная трава и т.д. Выигрывает тот, кто больше назовёт предметов данного цвета.

«Ищи»

Цель: Учить детей правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

Описание игры: В течении 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

«Овощи — фрукты»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Картинки с изображением фруктов, овощей. Описание игры: Педагог, показывая картинки, спрашивает: «Что это?» — «Это помидор». – «Какого цвета помидор?» — «Помидор красный». Эту же игру можно провести и с определением формы, вкуса.

ГЛАГОЛЫ

«Руки в стороны»

Цель: Учить детей понимать глаголы в тексте.

Описание игры: Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс. Руки в стороны, в кулачок, Разжимай и на бочок. Правой вверх, Левой вверх, В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук, тук! Тук-тук-тук! Сделаем большущий круг!

«Спал – спала»

Цель: Учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Оборудование: Картинки, изображающие картинки.

Описание игры: Педагог рассказывает об образе жизни животных. При этом называет глаголы, не договаривая их окончания. Это должны делать дети. Рассказ педагог: «Наступила ночь. Все звери легли спать. Кошка спа(ла), кот спа(л), котята спа(ли), белка спа(ла), заяц спа(л). А некоторые звери пошли на охоту. Они не стали спать. Ежик не спа(л), лисе не спа(ла), сова не спа(ла), филин не спа(л), волк не спа(л)». Свой рассказ педагог сопровождает показом картинок.

«Все трудятся»

Цель: Учить детей употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Оборудование: У детей большие карты с изображением нескольких сюжетных рисунков.

 У педагога маленькие карточки с изображением аналогич-ных сюжетов. Примерная тематика рисунков: Шофёр водит машину. Врач лечит ребёнка. Пожарник тушит пожар. Сапожник чинит туфли. Продавец взвешивает яблоки. Повар печёт пироги. Каменщик строит дом. Плотник строгает доску. Дворник подметает улицу. Учитель учит детей. Садовник поливает цветы. Описание игры: Педагог: У кого на картинке продавец? Ребёнок: У меня продавец. Педагог: Что делает продавец? Ребёнок: Продавец взвешивает яблоки. Педагог за правильные ответы даёт ребёнку карточку или фишку. У кого больше карточек или фишек, тот выигрывает.

«Птички»

Цель: Учить детей различать глаголы настоящего и прошедшего времени.

Описание игры: Педагог читает два четверостишия: Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. Птички в гнездышке сидели И на улицу глядели. Погулять все захотели И тихонько полетели. Педагог чётко объясняет детям разницу: «Что делали птички давно? Что делают сейчас?». После объяснения дети хором повторяют четверостишия. При слове «летят» все разлетаются – машут руками, как крыльями. При слове «полетели» спокойно сидят на местах.

«Кто интереснее придумает?»

Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Описание игры: Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Примечание: За основу предложения можно взять не только глагол. педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

«Сколько предметов?»

Цель: Учить предметному счёту. Развивать количественные представления. Понимать и называть числительные.

Оборудование: Предметы окружающей обстановки или специально принесённые.

 Описание игры: Детям даётся задание найти в комнате и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения этого задания оно меняется: найти предметы, которые встречаются по два, три и т.д. Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

«Один – много»

Цель: Учить детей различать понятия «один» — «много».

 Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета. Спрашивает: «Сколько предметов?». Дети «Один».

СИНОНИМЫ

№ 1. Подберите к данным словам синонимы. Составьте предложения.

а) Вещи – багаж. Буря, неприятель, режим, странник, друг, предатель, одногодок, дорога, боязнь. Слова для справок: путешественник, приятель, ураган, ровесник, противник, распорядок, изменник, путь, страх.

б) Зной – жара. Игра, мрак, спокойствие, ряд, оценка, преграда, несчастье, пропасть. Слова для справок: помеха, забава, тишина, отметка, беда, мгла, вереница, бездна.

в) Здание – строение. Наводнение, тишина, случай, шелест, ликование, бой, атака, родина. Слова для справок: половодье, шуршание, происшествие, веселье, отечество, безмолвие, наступление, сражение.

№ 2. По образцу впиши в таблицу слова-синонимы:

неправда

Л

О

Ж

Ь

темнота

зной

ураган

несчастье

ребята

товарищ

недруг

Слова для справок:

враг

жара

буря

мрак

дети

друг

беда

шум

Г

Р

О

Х

О

Т

сушь

вьюга

грусть

врач

забор

армия

взор

 Слова для справок:

Ограда

взгляд

печаль

засуха

метель

доктор

войско

 № 3. Назовите в предложениях слова, близкие по смыслу. Проанализируйте разницу в употреблении слов.

Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котёнок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Громадный айсберг. Огромный корабль. Чудесный день. Хороший человек. Весёлое настроение. Радостное событие. Грустное настроение. Печальное лицо. Хмурая осень. Ненастная погода.

 

АНТОНИМЫ

№ 1. Прочитайте шуточное стихотворение Д.Родари и назовите антонимы в нём.

«Тараторка»

 Вот тараторка для ребят.

Когда молчат, не говорят.

Когда стоят на том же месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко – не очень близко.

Что высоко – не слишком низко.

Нельзя приехать, не уехав,

 И грызть орех, коль нет орехов.

Никто сидеть не может стоя,

Лить из порожнего в пустое.

Нельзя писать на белом мелом

И называть безделье делом.

    № 2. Игра «Наоборот». Ведущий называет слово, ученики должны подобрать слово с противоположным значением. За правильный ответ даётся фишка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Игры на развитие лексической стороны речи

Уважаемые, родители! Данные игры помогут Вам объяснить ребенку смысл слова и обогатят его словарный запас....

Консультация «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и не...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...