Фонетико-фонемотическое нарушение
статья по логопедии

Данная статья помогает раскрыть механизм образования ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetiko.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

                          Фонетико-фонематические  нарушения у дошкольников.

      Физический слух-это наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему ,мы слышим различные звуки окружающего нас мира, которые не могут услышать глухие люди.

За физический слух отвечают первичные поля слуховой коры головного мозга, корковой коры анализатора.        Неречевой слух ,включая музыкальный, включается благодаря вторичным полям головного мозга. Этот неречевой слух позволяет различать всевозможные предметные и музыкальные шумы. Например шум дождя, капель ,барабанная дробь и т.д

      Речевой слух или речевой слуховой гнозис –это уровень фонетики ,поэтому такой слух можно называть фонематическим. Место его локализации это вторичные поля височной коры головного мозга левого полушария. При недостаточности фонематического слуха, фонемы смешиваются, сливаются между собой в слова, результате слышимая речь плохо воспринимается. Практически все дети от 1 года до 4х лет искажают все звуки, когда произносят слова и отдельные фразы, так как в этом возрасте у них присутствует физиологически обусловленная недостаточность фонетического и фонематического слуха. Недостаточность звукопроизношения это физиологическое косноязычие, характерное в период раннего речевого развития .В основе этого лежит незрелость фонетического и фонематического слуха.

Фонематическое восприятие реализуется третичными полями височной зоны левого полушария.

      Под фонетическим слухом понимают способность слышать какие-либо тексты и дифференцированно их воспринимать, не зависимо от того понимаем ли  мы ,то что слышим или нет.

Под фонематическом слухе воспринимается способность не только слышать, но и понимать услышанное.

В логопедической практике распространен термин фонетико-фонематическая недостаточность, в котором констатируется недостаточность и фонематического и фонетического слуха у ребёнка.

В нейропсихологической трактовке механизм фонетико-фонематической недостаточности означает, что и вторичные (гностико-праксические) и третичные (языковые) поля коры головного мозга функционируют со сбоями или с задержкой. Незрелость уровня вторичных полей коры обуславливает и наличие у ребенка элементов речевой слуховой агнозии(нарушение фонематического  слуха) и артикуляционный апраксии.

        Незрелость уровня третичных полей коры означает, что имеются факторы, препятствующие нормативному овладению средствами языка, которые необходимы, для оречевления мысли, то есть фонематической системы. Таким образом,  фонетика фонематическая недостаточность констатируется  неполноценностью обеих систем , как фонетической, так и фонематической не получивших еще необходимой автономии друг от друга. Такая особенность владения речевым строем языка характерна для детей на этапе физиологического косноязычия, когда фонематические и фонетические знания, языковые и гностико-практические процессы слиты воедино.

В процессе взросления,  каждый ребёнок с первично сохранным интеллектом ,владеющий языковыми средствами и речевым слуховым гнозисом, артикуляционным праксисом, получает опеределенную  автоматизацию фонетической и фонематической системы друг от друга. При этом формирование фонематический ,языковой способности, понимания речи у большинства детей происходит интенсивнее, чем гностико-праксической (фонетической)В связи с этим ребенок может овладеть тем способом ,при котором фонемы передают смысл речи и не справится с тонким фонетическим анализом всех акустических характеристик звуков речи или не суметь уложить их в точную артикуляционную позу. В этом случае уместно говорить только о фонетической недостаточности. . Если у ребенка  со зрелой фонетической системой  имеются недостатки произношения на фонетическом уровне ,то это значит, что у него не только фонетическая ,но и фонематическая недостаточность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма " Коррекция речи у детей с фонетико-фонемотическим недоразвитием "

Пояснительная записка; планирование работы по речевой деятельности; тематическое планирование по лексическим темам;приложение к рабочей программе, литература....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...