Викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_puteshestvie_po_skazkam_a.s._pushkina.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина. Расширить кругозор и эрудицию детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о становлении А. С. Пушкина великим русским писателем.

Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.

Формировать связную речь, обогащать словарь.

Развивающие: Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, творческое мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. Воспитание  любви и уважительного отношения к творчеству А. С. Пушкина.

Предварительная работа: 

 - Просмотр мультфильмов со сказками А.С. Пушкина  

 - Беседы по просмотренным сказкам Пушкина

 - Рассматривание иллюстраций художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Рассказывание сказок  Пушкина по иллюстрациям художников Б.А. Дехтерева,  Б.В. Билибина, В. Назарука.

 - Чтение сказок А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о золотом петушке»«Сказка о попе и работнике его Балде».

 - Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок.

 - Рисование детьми эпизодов из сказок.

Словарная работа:

  • Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
  • Невод – сеть для ловли рыбы;
  • Рать – войско, армия;
  • Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
  • Тужить – грустить, печалиться;
  • Неведомые – неизвестные, незнакомые;
  • Темница – тюрьма;
  • Затейница – выдумщица;
  • Лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты.

Материалы и оборудование:

 - Отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…»

 - Музыка – М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

 - Музыкальное сопровождение (русские народные мелодии) для игр: «Балда и чертенята», «Платочек» и состязания: «Орешки»

 - Телеграммы

 - Костюм почтальона (детский)

 - Костюм кота (шапочка с кисточкой, указка, большой колокольчик, книги)

 - Костюм Царя Салтана

 - Ларец

 - Содержимое ларца: Зеркало Заяц Невод    Собака Рыбка Веревка 

 - 4 ведра

 - 2 корзины

 - орехи (киндер-яйцо с начинкой-камушками)

 - три больших расписных платка

 - фишки для судей

 - гостинцы для детей

 - приз победителям

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под музыку, звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинки. Рассаживаются по местам (места распределены по командам).

На экране проектора видео «У лукоморья…»

В зал входит ученый кот (на голове шапочка с кисточкой, в руках указка, большой колокольчик, книги).

Кот: Здравствуйте, кажется, здесь обо мне  говорили. Я  - всем известный кот ученый. Надеюсь, я туда попал? Это детский сад «Улыбка», который находится по адресу: г. Богородск, ул. Чернышевского, номер дома 45. Меня пригласили как главного знатока сказок.  А вы знаете, кто меня выдумал?

Правильно! Ребята, сегодня мы здесь собрались, чтобы вспомнить великого русского поэта А. С. Пушкина, вспомнить его замечательные, нами любимые сказки.  

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Всех героев этих сказок

Узнаем мы без подсказок:

Царь Салтан и Черномор.

Поп, Балда и Князь Гвидон…

Страницы сказок мы листаем,

Конкурс знатоков мы  начинаем.

Кот: Начнем, конечно же, с разминки.

Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Царевна-Лягушка, сестрица Аленушка, рыбкацаревич Елисей,  Балда, Курочка Ряба, Жихарка.

Кот: Ну, что же, ребята с разминкой вы справились отлично. Только вот что-то мой помощник задерживается. Ну, как говорится: «Семеро одного не ждут», продолжим без него. Итак, наш первый конкурс!

Раздается стук в дверь.

Кот: Да-да. Войдите!

Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте! Вы кот ученый? Для вас пришли телеграммы. Распишитесь. Получите.

Кот: Благодарю. Так, так, так… Почитаем от кого пришли телеграммы. Ребята, а телеграммы то не простые, эти телеграммы и есть  первый конкурс, это загадки от моих коллег, сказочных героев, которых выдумал Александр Сергеевич. Чья команда отгадает от кого пришла телеграмма-загадка и из какой сказки этот герой, та и  получит фишку.

Конкурс № 1.  «Узнай, от кого пришла телеграмма»

Кот загадывает загадки командам по очереди. За каждый верный ответ команда получает фишку. Как только дети отгадают загадку, прибывает сказочный герой.

Кот: Прошу капитанов команд для получения фишек, подойти ко мне.  Итак, начнем. Загадка для первой команды, слушайте внимательно:

1. Буду скоро!  Не теряйте –

Чуть задерживаюсь я.

В стороне, где я служу,

Подошли полки чужие

И со всех сторон ползут,

Разрушения несут.

Шевельнусь я, встрепенусь я,
К той сторонке обернусь я,
Закричу: «Кири-ку-ку!
Разбужу полки, построю!»

А затем и к вам прибуду

Знатоков всех рассужу

И по чести награжу.    (ПЕТУШОК из «Сказки о золотом петушке»)

Кот: Молодцы! Капитан, получите свою фишку. 

Вот тут у нас еще  телеграмма для второй команды:

2. Вы меня не осудите,

Вы меня ужо простите!

Приключилась тут беда -

Разыгрались Бесенята,

Бурю в  море запустили,

Корабли все потопили.

Поднатужусь, поднапружусь,

Подкручу хвосты чертям

И примчусь под парусами

Под высокими волнами

На собранье к знатокам. (БАЛДА из «Сказки о попе и его работнике Балде»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку. 

 Телеграмма для первой команды:

  1. Низкий шлю я вам поклон!

Я теперь уж не невеста

Елисея я жена, удалого молодца.  

Задержусь совсем немножко.

Вот почтенного кота выполняю я завет -

Прибыть на ученый ваш совет.

Только в зеркальце взгляну

Да всю правду угляжу.

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Где на свете всех милее,

Веселее и умнее дети добрые живут?

Мне туда заказан путь».  (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Кот: Молодцы, капитан команды получите свою фишку.

 Зачитаем последнюю телеграмму для второй команды:

3. Опоздаю я немножко!

Князь Гвидон де захворал.

Грусть-тоска его съедает.

Как могу от печали увожу -

Песни я ему пою,

Да орешки все грызу

«А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд».  

Разгоню его тоску

И, немедля, к вам прибуду

Знатоков судьбу вершить.  (БЕЛКА из «Сказки о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь»)

Кот: Молодцы! Капитан команды получите свою фишку.

Появляется царь Салтан.

Царь: Здравия вам всем желаю. А я к вам прибыл из «Сказки о царе Салтане и князе Гвидоне и о царевне Лебедь» и не с пустыми руками. Посмотрите, какие у меня мешочки. В них лежат сказочные предметы, вам нужно угадать из какой они сказки. Представители от каждой команды для получения фишек, подойдите ко мне.

Конкурс № 2.  «Угадай, из какой сказки  предметы»

Царь: Этот мешочек для первой команды. Посмотрим, какие предметы в нем лежат: 

- Зеркало («Сказка о  мертвой царевне и семи богатырях») 

- Заяц («Сказка о попе и его работнике Балде»)

- Невод (Сказка о рыбаке и рыбке»)

А этот мешочек для второй команды, посмотрим, что в нем лежит?:

 - Собака («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 - Рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке»)

 - Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Царь за каждый правильный ответ дает командам фишки.

Царь: Какие молодцы, как они хорошо разбираются в сказках А. С. Пушкина. Вы, наверное, очень любите сказки этого писателя.

Кот: Царь, дай мне, веревочку.

Царь: Держи. Кот, а за какой надобностью тебе веревка?

Кот: Веревка – вещь очень нужная, просто необходимая в хозяйстве. Знаете сколько всего можно сделать с помощью веревки?

Царь: Ну, я знаю, что с помощью веревки Балда море морщил, да чертенят корчил. А что еще? Пожалуй, и все.

Кот: Эх ты, а еще Царь! Как говорят в народе: «Смекалка во всяком деле выручит».  А вы, ребята, попробуйте, смекалку проявите, да мне подскажите. Как думаете, что можно с помощью веревки сделать?

Размышления детей.

Кот: Какие вы сметливые, догадливые ребята! Ну, прямо как я. Не пропадете в жизни, из любой беды выход найдете. Но веревка, все же, мне для другой надобности. Играть с вами хочу. Вы любите играть? Ну, тогда предлагаю сыграть в игру: «Балда и бесенята».

Игра «Балда и бесенята» (под русскую народную мелодию)
Кот: Дети, вы будете бесенята, которые стоят вокруг моря. Я буду веревкой «море морщить», вас бесенят «корчить».

Ваша задача – подпрыгивать вовремя, да повыше, чтобы я вас с ног не сбил. Кого веревкой задену, тот считается сбитым и выбывает из игры.

Ребята, будем играть по очереди, сначала с первой командой, затем со второй.

Команда, в которой я собью больше ребят-бесенят, считается проигравшей и получает одну фишку, команда победитель – две фишки.       

Кот: Молодцы, ребята! Вы, однако, удальцы! Вот потехи час прошел, делу время подошло. Наш гость - царь Салтан приготовил для вас непростое задание. Царь, выходи, ум ребяткам  разомни.

Царь: Ну, что ребята, готовы знания свои показать? (Дети: да) Вам нужно будет угадать из какой сказки слова.

Капитаны команд, ко мне выходите. За каждый правильный ответ команда, отгадавшая из какой сказки слова, получит фишку.

Конкурс № 3.  «Из какой сказки отрывок?»

Царь: Первая команда готова? Тогда этот отрывок для вас:

1.  «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

А теперь загадка для второй команды игроков:

2. «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит». («Сказка о царе Салтане и о царевне Лебедь»)

3. «…Вдруг шатер

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя». («Сказка о золотом петушке»)

4. «Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая

Прибежал и смолк, играя». («Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях»)

Капитан команды, получите  фишку за правильный ответ.

Царь: С моим заданием вы справились отлично! Молодцы.

У меня для вас тоже есть забава. Вот в ведерках припасены орешки из моей сказки, «а орешки непростые - все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд».

Состязание: «Орешки» (под русскую народную мелодию)

Царь: Ребята, вам нужно построиться в две колонны как для спортивного состязания.  Возле каждой команды стоит ведерко с орехами, это киндер-яички с начинкой-камушком внутри, по количеству игроков в команде. На противоположной стороне напротив каждой команды стоят  2 стула, на каждом стульчике по 2 ведерка.

Ваша задача - игроки  по очереди берут из ведерка по одному ореху и добегают до стула, раскрывают орешек, скорлупки кладут в одно ведро, а ядрышки в другое и возвращаются обратно в команду, становятся в конце колонны. Команда, которая справится быстрее,  получает 2 фишки, проигравшая – одну фишку.

Царь: Молодцы, ребята! Вы не только умные, но и быстрые, ловкие, умелые. А сейчас еще один конкурс знатоков. Дружок мой, Котик, какое ещё задание ты приготовил для ребят?

Конкурс № 4. «Вопрос – ответ?»

Кот: Предлагается 3  ответа. Вам нужно быстро выбрать из них один  - правильный. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Представители от каждой команды, для получения фишек, подойдите ко мне!

Первая команда, приготовтесь, вопросы для вас:
1. Что делали три девицы под окном?
А) подслушивали
Б) пряли
В) грызли семечки
2. Кто помог царевичу Елисею найти невесту?
А) снег
Б) дождь
В) ветер
3. Что у царевны Лебедь  блестит под косой?
А) бусы
Б) месяц
В) ожерелье

 4. Где жил старик со своею старухой?
А) 
В землянке.
Б) В избушке.
Г)  В шалаше.
5. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»?
А) В медведя
Б) В воробья
В) 
В комара

Вторая команда, готовы? Эти вопросы для вас: 
1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? 
А) 
Звездочет
Б) Волк
В) Царица
 2. 
За какую плату согласился работать Балда у попа? 
А) Бесплатно
Б) 
За три щелчка по лбу
В) За 3 рубля

3. Чем старик поймал золотую рыбку?
А) удочкой
Б) сачком 
В) неводом
4. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А) 
С зайцем
Б) С мышкой
В) С Балдой

5.  Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
 
А) Генерал
Б) Илья Муромец
В) 
Дядька Черномор


Кот: Какая скорость мысли, быстрота реакции!? Браво! А как у вас, ребята, с наблюдательностью, с внимательностью? Хорошо. Тогда предлагаю проверить это с помощью игры. Команды будут играть по очереди.

Игра «Платочек» (под музыку русскую народную).

Кот: Ребята, как только зазвучит музыка, вы должны пуститься в пляс. 

Только музыка оборвется, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. А я и мой друг  накроем  кого-нибудь платками, после слов:

                                     «Раз, два, три, угадайте,

                                      Кто же спрятался внутри?»

Вы должны открыть глаза и угадать, кто спрятался под платками. Игра проводится несколько раз. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Царь: Какие глазастые, приметливые ребята! Молодцы.

Кот: Время быстро пробежало.  И наше ученое собрание, посвященное сказкам А. С. Пушкина, подошло  к концу. Почтенное жюри подсчитает фишки и скоро назовет победителя.

Дорогие ребята, сказки учат нас быть добрыми, смелыми, справедливыми, изобретательными. Любите и читайте сказки! Помните:

«Сказки – ложь, да в них намек!

Добрым молодцам и девицам урок».

Ребята, давайте стремиться делать добрые дела и изменять мир к лучшему!

А сейчас, пока наше мудрое жюри  будет подсчитывать фишки и определять победителя, предлагаю вам послушать замечательную песню «Приходи сказка»

Кот: А теперь итоги объявит наш замечательный гость царь Салтан.

Объявление итогов викторины, вручение подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина " Путешествие по сказкам А. С. Пушкина" для старших дошкольников

В моей группе на протяжении года проходил проект по знакомству детей с А. С. Пушкиным. Как итог проекта провели викторину, на которую пригласили родителей и детей других групп....

Литературная викторина "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Викторина предназначена  для детей старшего дошкольного возраста. Это мероприятие можно провести как итоговое по сказкам А.С.Пушкина или приурочить ко дню рождения поэта....

Литературная викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Цель: закрепить у детей знание произведений А. С. Пушкина – сказок....

Презентация к викторине "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Материал презентации разработан для детей старшего дошкольного возраста...

Викторина Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Викторина: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста...