Консультация родителям "Говорить правильно - важно"
консультация по логопедии

Вашему вниманию предлогаются возрастные речевые нормы у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon советы родителям183 КБ

Предварительный просмотр:

Советы   родителям

Говорить правильно  -  важно

Составитель:

Учитель-логопед:

Пушина О.И.

Тюмень 2022

ПОКА ДЕТИ МАЛЕНЬКИЕ , РОДИТЕЛИ ЛИШЬ УМИЛЯЮТСЯ ТОМУ, КАК ЗАБАВНО ОНИ КАВЕРКАЮТ СЛОВА. НО  ЧЕМ  БЛИЖЕ К ШКОЛЕ, ТЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ДЕТИ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ К ДЕТСКОЙ РЕЧИ. И  ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВИЛЬНО, ТО РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ НЕ БЕЗ ОСНОВАНИЯ БЕСПОКОИТСЯ.

ДЕТЯМ С ДЕФЕКТАМИ СЛОЖНЕЕ УЧИТЬСЯ.

         Чаще  всего дети младшего  дошкольного возраста не умеют произносить какой либо один звук или сразу несколько звуков, заменяют их более лёгкими звуками, переставляют местами, сильно искажают.

Причины могут самыми различными:

(логопед  Т.А Ткаченко свела их к пяти группам):

  1. Наследственные факторы: психические заболевания , нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребёнка.
  2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курения, употребление алкоголя или наркотиков.
  3. Особенности родов: стремительные или затяжные роды, осложнения (кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга и асфиксии плода.
  4. Заболевания ребёнка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония, отиты, тонзиллит, аденоиды, сотрясения и ушибы головного мозга.
  5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьёзные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность), двуязычие в семье.

Естественно, не каждая из причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска»

   Считается, что к 4,6 - 5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки.

Если он этого не умеет , то без помощи специалиста не обойтись.

    Дети с дефектами речи хуже учатся.   Начиная осознавать свой недостаток, они становятся нерешительными, застенчивыми.   Например,    ребёнок нечетко произносит  соноры (р – р*), или группы свистящих, шипящих звуков (с –з  -ц), (ш – ж - щ),  то ему будет трудно читать и писать в школе.

ЗАИКАНИЕ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ.

   Чаще других заикаются дети с повышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью. Но даже здорового ребёнка  в период  формирования речи (от  2  до 5  лет) нельзя перегружать информацией: не записывайте ребёнка в пять кружков и не требуйте  учить «Евгения Онегина».

Если ребёнок устанет, будет нервничать, то и до заикания недалеко. Часто оно возникает после испуга или длительной психотравмирующей ситуации, после инфекционных болезней. Заикание легче предупредить, чем лечить.

 Если у ребёнка появились запинки в речи – покажите его специалисту.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ    ДОШКОЛЬНИКА:

  • Поощряйте любые попытки ребёнка заговорить: малыш начнёт разговаривать тогда, когда вы  захотите его слушать.

  • Говорите медленно , короткими фразами. пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на детский язык сами и не разрешайте сюсюкать с ребёнком другим.

  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте досады , если ребёнок в сотый раз просит причитать его любимую сказку.

  • Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые ребёнок вам задаёт. Не перебивайте , если он что-то рассказывает взахлёб.

  • Занимайтесь с ребёнком лепкой и рисованием – четкая и грамотная речь напрямую связана с мелкой моторикой руки. Полезно собирать с ребёнком пазлы, мозаику, резать бумагу, играть с конструктором.

  • Развивайте у ребенка слуховое внимание с помощью звучащих предметов – пусть он угадывает какая игрушка или предмет издают то или иной звук.

  • Чаше давайте ребёнку твердую пищу (яблоки, морковь) – это полезно для развития мышц лица.

НОРМЫ  РАЗВИТИЯ   РЕЧИ   ДЕТЕЙ :

ДЕТИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ:

   Этот период характеризуется быстрым увеличением словарного запаса до 250-300 слов  т. к деятельность ребёнка становится сложнее, разнообразнее.

   Ребёнок пытается высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как односложными предложениями

(«Мосьно?»  -  «Можно?»), так и предложениями из нескольких слов: («Мама будет умываця» - «Мама будет умываться»), но часто допускают ошибки в согласовании рода существительных (Куда папа пошёла?»), пропускают союзы и предлоги .

   Звукопроизношение: обычно к двум годам  ребёнок осваивает губные звуки (п,п*; б,б*, М,М*),  губно-зубные (ф,ф*; в,в*), переднеязычные (т,т*; д,д*; н,н*; с*,л*), заднеязычные (к,к*; г,г*; х,х*). Свистящие (с,з,з*,ц), шипящие   (ш,ж,ч,щ),  соноры (р,р*,л) обычно пропускает или заменяет.

ДЕТИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

   Словарь: происходит увеличение как активного, так и пассивного словаря до 800-1000 слов. Наблюдается неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых(«сипед» - «велосипед»).

   Грамматический строй: трёхлетние дети говорят фразой состоящей из 3-4 слов.

   Звукопроизношение: согласные произносятся смягченно, нечётко, пропускаются.

ДЕТИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.

   Словарь: активный словарь ребёнка достигает 1900-2000 слов. В речи уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.

   Грамматический строй речи: дети пользуются более сложной и распостранённой фразой. Речь становится более связной и последовательной.

   Звукопроизношение: изчезает смягчённое произношение согласных, изчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками (т, д),  изчезает замена шипящих (ш,ж,щ)   звуков свистящими с,з,ц.

ДЕТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.

   Словарь: запас слов увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, как правило не встречаются пропуски ,перестановки слогов и звуков.

   Грамматический строй: возрастает количество простых, а также сложных предложений.

   Звукопроизношение: На шестом году жизни ребёнок способен замечать недостатки произношения как в своей речи , так и в речи окружающих , готов к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка.

Однако ещё встречаются отдельные недостатки произношения: не всегда чётко произносятся шипящие;  звук р заменяется на л ,й.

ДЕТИ 6 -7 ЛЕТ.

   Словарь: ребёнка увеличивается до 3000-3500 слов.

   Грамматический строй: к шести годам дети овладевают основными закономерностями изменения слов и соеднения их в предложения., но довольно часто встречаются ошибки в изменении слов по падежам и родам.

   Звукопроизношение: В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребёнок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Важные детские годы"

консультация для родителей "Важные детские годы"...

Консультация "Хорошие родители важнее хороших педагогов"

Консльтация музыкального руководителя для родителей...

Консультация "Загадки играют важную роль в развитии ребенка"

Загадки -  прекрасное средство  развития речи, мышления, памяти, воображения ребенка....

Консультация" Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка"

Консультация"Почему же важно вовремя научить ребенка произносить все звуки родного языка"...

Консультация " Почему очень важно правильно держать ручку или карандаш при письме".

   Умение правильно держать карандаш или ручку - главное условие красивого и разборчивого почерка ребенка в будущем. Но это не единственная причина, ведь неправильный захват ручки мож...

Консультация для родителей "Консультация «Как правильно создать условия для занятий по рисованию дома»"

Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной среды. Поэтому так важно для домашних занятий рисованием пра...

Консультация для родителей: «Как читать сказку детям правильно? (важные советы)

Консультация для родителей:«Как читать сказку детям правильно? (важные советы)...