Консультация для педагогов на семинар – практикум Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.
консультация по логопедии

Ладанова Анна Алексеевна

Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_logopedov_i_defektologov.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на семинар – практикум

Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.

ЗПР- особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

По данным отечественных и зарубежных авторов, в детской популяции выделяется от 6% до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза. У детей с ЗПР недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, снижена познавательная активность, слабость регуляции произвольной деятельности. Наблюдаются нарушения различных сторон речи.

Такой ребенок испытывает затруднения в обучаемости, однако ребенок может воспользоваться помощью педагога, способен перенести усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. (Мастгонова Е.М. 1997г.)

Уже на первом году жизни мы можем увидеть задержку двигательного и речевого развития, позже появляется отставание в овладении речью.

Словарь ребенка с ЗПР в основном состоит из существительных и глаголов, который низкий и не точный.

Ребенок заменяет слово описанием ситуации или действия, с которым связано слово.

Пример: (Маша Н., 5лет. «Там укол, он там меня, так меня слушает».) Ребенок жестикулирует, показывает, что с ним делал врач. Дети испытывают затруднения в подборе необходимых слов, слова-антонимы и слова-синонимы.

Слова: «узкий, короткий, низкий» заменяют одним словом «маленький». Очень мало в словаре ребенка прилагательных, чаще всего это качественные, обозначающие воспринимаемые ребенком признаки.

Недостаточна сформирована и грамматическая сторона речи, о чем отмечают и следующие авторы: Г.Н. Рахманова, 1987г., Р.Д. Тригер, 1998г. и др.

Ребенок затрудняется в построении предложения, нарушает порядок слов в предложении, пропускает слова. Это говорит о том, что грамматическое программирование сформировано только частично (А.А. Леонтьев, 1965г).

Ребенок с ЗПР не использует в речи предлоги или же путает их, не справляется с согласованием существительных с глаголами и прилагательными. (Саша Ш.,5 лет, «Мама купила синий платье и синий брюки»). Речь ребенка с ЗПР отличается ярко выраженным нарушением звукопроизносительной стороны. Ребенок не дифференцирует сходные звуки; не в состоянии выполнить звуко - буквенный анализ даже коротких слов: «дом, сук, мак».

Дети с ЗПР с трудом справляются с пересказом, составлением рассказов по картине, по серии картин. Часто ребенок испытывает затруднения с составлением рассказа творческого характера, рассказа описания.

Речь ребенка не выполняет такие функции, как регулирующую и планирующую. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В.И. Лубовский, 1978г.

Для прогнозирования развития, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, выбора коррекционной программы, методов и технологий необходимо всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в группу для детей с ЗПР.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с ЗПР. Дефектология.1983г.№3;
  2. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом. Современная логопедия: теория, практика, перспективы. Межвуз.сб.науч.тр.МГОПУ им. М.А. Шолохова.М.2002.
  3. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР. Дефектология. 1990.№6.
  4. Спирова Л.Ф., Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. Методы обследования нарушений речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М.1992.
  5. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с ЗПР. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Под редакцией С.Г. Шевченко.М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО »

Задачи:• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;•Совершенствовать практические навыки профессиональ...

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...

Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...