Неблагоприятные последствия задержки речевого развития и важность их предупреждение на раннем этапе
статья по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

Правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под всесторонним контролем со стороны как родителей, так и специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya_ili.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Неблагоприятные последствия задержка речевого развития

 и важность их предупреждение на раннем этапе

   

      Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

     Если ребенок в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то порой родители, а часто и врачи, считают, что ещё нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок – мальчик.  Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

      Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

      Часто за банальной задержкой речевого развития скрывается очень серьезное нарушение – алалия

      Задержку речевого развития от алалии отличить довольно сложно. Основной критерий здесь – время. Задержка речевого развития преодолевается со временем самостоятельно, а вот алалия – нет. Думать о наличии у малыша алалии можно, начиная с трех лет. Но если Ваш ребенок ничего не говорит в два года, то следует обратиться к специалисту. Занятия с логопедом дадут толчок развитию речи у ребенка с задержкой ее развития, а ребенок с алалией получит шанс развить полноценную речь.
     Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
     К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее.
 

     Как правило, отсутствие речи или ее недоразвитие сказываются в школьном возрасте, когда недостатки речевого развития не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
     Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
     Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность совместимого с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.
     В связи с этим, необходимо понимать, что, чем раньше обратиться к специалисту, чем раньше оказать ребенку помощь, тем эффективнее она будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...

Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...

Предупреждение задержки речевого развития через игру

Речевые игры для детей раннего возраста. Для предупреждения задержки речевого развития детей раннего возраста родителям и близким ребенка предлагаются игры для многократного повтрения дома....

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....

ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Факторы, вызывающие нарушения речевого развития детей раннего дошкольного возраста...