Речевые дидактические игры по лексической теме "Человек. Части тела"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Человек. Части тела.18.16 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА

 «Один - много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:  глаз – глаза, ухо – уши, нос-носы, лицо - лица, локоть – локти, колено-колени, живот – животы, голова – головы,  рука- руки, плечо – плечи, нога –ноги, лоб – лбы, бровь – брови, палец – пальцы, нога – ноги, рука – руки, живот – животы, пятка – пятки…..        

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какую-нибудь часть тела  и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:  глаз – глазик, ухо – ушко, нос-носик, лицо - личико, локоть – локоток, колено-коленка, живот – животик, голова – головка (головушка), рука - ручки, нога –ножка, лоб – лобик, брови – бровки, палец – пальчик, рука – ручка, плечо – плечико, живот – животик, пятка – пяточка…..

        

«Подбери слово».

Цель: учить образовывать многосложные слова

Оборудование: не требуется

Ход. Педагог предлагает подойти к нему одному ребенку, а остальным описать его внешность:

Если у человека длинные волосы, говорят, что он ….. длинноволосый;

Если у человека тёмные волосы…он темноволосый;

Если у человека светлые волосы …он светловолосый;

Если у человека зелёные глаза ….он зеленоглазый;

Если у человека голубые глаза….он голубоглазый;

Если у человека карие глаза …. он кареглазый;

Если у человека синие глаза…. он синеглазый;

Если у человека большие глаза…он большеглазый.

Игра продолжается пока не опишут каждого ребенка.

«Наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов

Оборудование:  предметные картинки по теме

Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, вежливый – грубый, друзья – враги, одеваться – раздеваться, трудиться – лениться, старый – молодой, веселый – грустный, чистый – грязный, аккуратный – неряшливый, смелый – трусливый, хороший – плохой…

«Узнай по описанию». 

Цель: обогащать и актуализировать словарь по теме

Оборудование: фишки

Ход. Педагог загадывает с помощью прилагательных разные части тела:

- красивые, серые, зеленые, голубые, большие, выразительные (что?) …глаза.

 - густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные (что?) … волосы

 - большой, конопатый, курносый, маленький, горбатый (что?)…нос.

 - пухлые, розовые, узкие, большие, красивые (что?)…губы.

Отгадавший ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

«Вспомни и назови».

Цель: учить согласовывать числительные с существительными

Оборудование: картинки с изображением частей тела, цифр (1,2) и пиктограмма «много»

Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением частей тела и цифр. Предлагает детям правильно подобрать к картинке число. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.

Что у тебя один? (один нос, рот, язык, подбородок, лоб, живот);

Что у тебя одна? (голова, спина...);

Что у тебя одно? (лицо, сердце..);

Что у тебя два? (два уха, глаза, плеча, колена, локтя..);

Что у тебя две? (две руки, ноги, щеки, брови, пятки, ладошки…);

Чего у тебя много? (много волос, ресниц, зубов, пальцев…).

«Кто больше»

Цель: актуализировать глагольный словарь по теме

Оборудование: фишки

Ход. Педагог предлагает придумать как можно больше слов – действий к разным частям тела:

Что можно делать глазами? -…смотреть, глядеть, присматриваться, читать, смотреть телевизор, разглядывать, приглядываться…

Что можно делать ушами? -…слушать, прислушиваться, слышать…

Что можно делать руками? -…работать, держать, обнимать, мастерить, шить, рисовать…

Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

«Доскажи словечко» 

Цель: учить склонять существительные по падежам

Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по три, четыре картинки с изображением частей тела и предлагает детям по очереди правильно досказать начатую фразу, опираясь на свои картинки:

У человека есть …уши. У рыбы нет …ушей; На морозе холодно …ушам. Я грею свои…уши. Некоторые люди умеют шевелить …ушами. Девочки носят серёжки в…ушах.

При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Знакомим детей с частями тела человека"

Цель игры: познакомить детей с частями тела человека, научить узнавать, показывать и называть части тела на себе и на картинке....

Дидактическая игра «Угадай птицу по части тела» Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.

Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Дидактическая игра "Найди по тени части тела человека"

Цель: развитие зрительного восприятия и обогащение словаря по лексической теме "Части тела"Ход игры: ребенку предлагается поле с тенями частей тела и набор цветных карточек.Задача ребенка на...

Дидактическая игра «Назови и покажи части тела и лица»

Дидактическая игра "Назови и покажи части тела и лица"Цель: формирование умения показывать нужную часть тела и лица по словесной инструкции.Задачи:- закрепить знания частей те...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....