Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
картотека по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Овощи20.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОВОЩИ

«Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета, согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой детей знакомят с овощами и их свойствами. Дети по очереди, по одному достают из «чудесного мешочка» овощи и называют их свойства (Я достал из мешочка зелёный, овальный, хрустящий огурец и т.д.).

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме согласовывать прилагательные с существительными.  

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет детям, что зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Дети называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

 

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как мы назовем ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка).

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизировать словарь по теме, развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает детям зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Каждый ребенок по очереди должен отгадать название какого овоща пропустили и назвать его.

"Поваренок"

 Цель: активизировать словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит детей «приготовить» для него угощение (щи или салат). Дети выбирают нужные овощи для блюда, называют их. Затем объясняют, как они будут готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

 «Расскажи об овощах»

Цель: учить составлять рассказ об овощах по картинному плану

Оборудование: муляжи овощей или натуральные овощи в корзине, план рассказа об овощах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказывать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках.

Объясните детям значение этих символов: 1 — где растет овощ, в земле или над землей - какого он цвета; 3 — какой формы; 4 — какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий; 5 — какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.

Попросите каждого ребенка составить рассказ о любом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ об огурце будет звучать примерно так: «Огурец растет на земле. Он зеленого цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.

«Сосчитаем овощи»

Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.

Оборудование: муляжи овощей

Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают  в шеренгу.) Скажите: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет  в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком  произнесите: «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца… пять огурцов, шесть огурцов...»

«Какой салат? Суп? Соус?»

Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных.

Оборудование: детская посуда, муляжи овощей в корзине.

Ход. На столе стоят миски и кастрюльки. Ребенок берёт по одному овощу из корзинки, называет его, говорит, что приготовит из него (салат или суп) и кладет его в соответствующую посуду. Педагог задаёт вопрос, какой получится суп или салат из его овоща.

Салат из овощей (какой?) – овощной;

Салат из капусты (какой?) – капустный;

Салат из помидор (какой?) – помидорный;

Салат из кабачков (какой?) – кабачковый;

Салат из свеклы (какой?) – свекольный;

Салат из баклажанов (какой?) – баклажанный;

Суп из лука (какой?) –  луковый;

Соус из чеснока (какой?) –  чесночный;

Суп из  картофеля (какой?) – картофельный;

Суп из гороха (какой?) – гороховый;

Суп из  фасоли (какой?) – фасолевый.

 «Подбирай, называй, запоминай» или «Кто больше?»

Цель: активизировать словарь по теме, посредством прилагательных и глаголов.

Оборудование: муляжи овощей

Ход. Дети сидят  по кругу и передают по очереди друг другу овощ и каждый называет по одному признаку или действию. Например: лук (какой?) – крупный, горький, полезный, витаминный, круглый, зелёный, репчатый, консервированный, маринованный, салатный, …Помидор (что делает?) – растёт, созревает, наливается, висит.. С огурцами (что делают?) - ..собирают, моют, режут, солят, маринуют, консервируют..

«Мой, моя, мои» или «Жадина»

Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи. 

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, корзинка

Ход. Дети по одному достают из корзинки овощ и изображают «жадину». И говорят:

огурец - ..это мой огурец;    свекла -..это моя свекла; картофель – это мой картофель;   помидоры  - это мои  помидоры; и  т.п. (лук, капуста, кабачок, баклажаны, чеснок, репа…)

«Узнай по описанию»

Цель: развивать слуховое внимание, обобщать признаки предмета.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением огорода.

Ход. Педагог предлагает угадать овощ по описанию

-  треугольная, оранжевая, твёрдая, вкусная, витаминная - это…морковь;

- круглая, бордовая, твёрдая, полезная, сладкая – это … свекла;

- овальный, хрустящий, шершавый, вкусный, твёрдый – это..огурец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....