Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филатова Анна Александровна

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Весна20.42 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСНА

«Что бывает весной?»

Цель: закрепить понятие о весенних  явлениях, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только весенние явления и называет их.

Пример. Весной тает снег. Весной тает лед. Весной появляются подснежники. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях вырастают зеленые листочки. Весной радостно поют птицы. и т. д

Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество картинок.

 «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:  

снег - снежок                        вода - водичка

ручей - ручеек                      солнце - солнышко

луч – лучик                           лед – ледок

проталина – проталинка     ветер – ветерок

сосулька – сосулечка,         проталина -…, лужа -… дерево - …, туча -…,  птица -…, зверь -…, река -…, лес-…, листья -…. 

«Чего весной не стало?»

Цель: закреплять в речи детей имена существительные в родительном падеже.

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог напоминает детям, что зимой были морозы, повсюду лежал снег, реки сковывал лед... Теперь пришла весна. Просит детей помочь рассказать, чего не стало весной и произносит фразу, а дети по очереди договаривают последнее слово:

Зимой были морозы, а весной нет ... (морозов).

Зимой были снежинки, а весной нет ... (снежинок).

Зимой был снег, а весной нет ... (снега).

Зимой были сугробы, а весной нет ... (сугробов).

Зимой был лед, а весной нет ... (льда) и т.д.

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Вспомни и скажи»

Цель: расширять глагольный словарь.

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог произносит словосочетания и просит детей их запомнить: «Светит солнце. Тает снег. Журчат ручейки. Поют птицы. Распускаются подснежники».

Затем произносит по одному слову из этих словосочетаний и просит детей вспомнить второе слово. Спрашивает детей: «что весной делает солнце,  снег, ручейки,  птицы, подснежники; что весной светит, тает, журчит, распускается; кто поет».

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Один-много».

Цель: учить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Дети называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: лужа – лужи, капель – капели, снег -…снега, туча -…тучи, дерево -…деревья, ручей -…ручьи, проталина-…проталины, почка -…почки, подснежник -…подснежники.

«Подбери слово».

Цель: актуализировать словарь прилагательных и глаголов по теме Весна

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

 - Какая весна? (ранняя, поздняя, дружная, веселая, красивая, добрая, ласковая, обманчивая, лучистая..)

- Какое небо весной?( голубое, светлое, лучистое, высокое, синее, ясное…)

- Какой ветер? (теплый, ласковый, приятный…)

- какое солнце? (яркое, ослепительное, доброе, лучистое…)

- Что делает солнце? (греет, светит, сияет, ослепляет,..)

- Что делают животные? (просыпаются, линяют, прыгают, бегают, ищут пищу, у них появляются детеныши...)

- Что делают птицы? (чирикают, щебечут, вьют гнезда, поют, ищут корм…)

- Что весной делают люди? (сеют, готовят рассаду, сажают, надевают весеннюю одежду..)

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Посчитай сосульки» от 1 до 10 и обратно  

Цель: закреплять согласование числительных с существительными

Оборудование: предметная картинка, линейки

Ход. Педагог раздает каждому ребенку по линейке. Предлагает детям по очереди посчитать сосульки по линейке от 1 до 10 и обратно.

Побеждает тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.

«Закончи предложение».

Цель: актуализировать словарь антонимов по теме Весна

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям закончить предложения, подобрав правильный антоним

- Весной день длиннее,  а зимой …..день короче.

- Зимой солнце светит, а весной … греет.

- Зимой ветер холодный, ледяной, а весной …теплый, ласковый.

- Зимой природа засыпает, а весной …просыпается.

- Зимой падает снег, а весной… снег тает.

- Зимой животные спят, а весной… просыпаются. (Уточняем какие животные впадают в спячку).

- Весной почки на деревьях набухают, а зимой …нет.

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.

«Чего нет? Чего не вижу».

Цель: учить образовывать существительные во мн.ч  в родительном падеже

Оборудование: предметные картинки, мешочек

Ход. Педагог предлагает детям по очереди вытаскивать из мешочка по одной картинке и договаривать фразу за педагогом в соответствие с картинкой:

В нашем дворе есть лужи, а в нашем дворе нет … луж;

В нашем дворе есть сугробы, а в нашем уже нет … сугробов;

Я видел одну тучу, а я видел много… туч;

В нашем дворе одно дерево, а в нашем дворе много … деревьев;

В нашем дворе течёт один ручей, а в нашем дворе нет … ручьёв;

Я видел одну проталину, а я видел много … проталин;

С нашей крыши висит одна сосулька, а с нашей крыши висит много … сосулек;  

Я вижу облака, а я не вижу … облаков.

При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.

«Какой день?»

Цель: актуализировать словарь прилагательных

Оборудование: цветные камешки

Ход. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:

День весной (какой?) -..весенний;

День марта (какой?)… мартовский;

День апреля (какой?)…апрельский;

День мая (какой?)…майский;

День, когда дует ветер (какой?)…ветреный:

День, когда светит солнце (какой?) ...солнечный;

День, когда нет солнышка (какой?)…пасмурный.

За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"

ЦЕЛЬ:  развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...

Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....

Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"

Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....