Речевые дидактические игры по лексической теме "Весна"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Весна | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕСНА
«Что бывает весной?»
Цель: закрепить понятие о весенних явлениях, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только весенние явления и называет их.
Пример. Весной тает снег. Весной тает лед. Весной появляются подснежники. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях вырастают зеленые листочки. Весной радостно поют птицы. и т. д
Побеждает тот, кто соберет наибольшее количество картинок.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:
снег - снежок вода - водичка
ручей - ручеек солнце - солнышко
луч – лучик лед – ледок
проталина – проталинка ветер – ветерок
сосулька – сосулечка, проталина -…, лужа -… дерево - …, туча -…, птица -…, зверь -…, река -…, лес-…, листья -….
«Чего весной не стало?»
Цель: закреплять в речи детей имена существительные в родительном падеже.
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог напоминает детям, что зимой были морозы, повсюду лежал снег, реки сковывал лед... Теперь пришла весна. Просит детей помочь рассказать, чего не стало весной и произносит фразу, а дети по очереди договаривают последнее слово:
Зимой были морозы, а весной нет ... (морозов).
Зимой были снежинки, а весной нет ... (снежинок).
Зимой был снег, а весной нет ... (снега).
Зимой были сугробы, а весной нет ... (сугробов).
Зимой был лед, а весной нет ... (льда) и т.д.
За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Вспомни и скажи»
Цель: расширять глагольный словарь.
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог произносит словосочетания и просит детей их запомнить: «Светит солнце. Тает снег. Журчат ручейки. Поют птицы. Распускаются подснежники».
Затем произносит по одному слову из этих словосочетаний и просит детей вспомнить второе слово. Спрашивает детей: «что весной делает солнце, снег, ручейки, птицы, подснежники; что весной светит, тает, журчит, распускается; кто поет».
За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Один-много».
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Дети называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: лужа – лужи, капель – капели, снег -…снега, туча -…тучи, дерево -…деревья, ручей -…ручьи, проталина-…проталины, почка -…почки, подснежник -…подснежники.
«Подбери слово».
Цель: актуализировать словарь прилагательных и глаголов по теме Весна
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- Какая весна? (ранняя, поздняя, дружная, веселая, красивая, добрая, ласковая, обманчивая, лучистая..)
- Какое небо весной?( голубое, светлое, лучистое, высокое, синее, ясное…)
- Какой ветер? (теплый, ласковый, приятный…)
- какое солнце? (яркое, ослепительное, доброе, лучистое…)
- Что делает солнце? (греет, светит, сияет, ослепляет,..)
- Что делают животные? (просыпаются, линяют, прыгают, бегают, ищут пищу, у них появляются детеныши...)
- Что делают птицы? (чирикают, щебечут, вьют гнезда, поют, ищут корм…)
- Что весной делают люди? (сеют, готовят рассаду, сажают, надевают весеннюю одежду..)
За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Посчитай сосульки» от 1 до 10 и обратно
Цель: закреплять согласование числительных с существительными
Оборудование: предметная картинка, линейки
Ход. Педагог раздает каждому ребенку по линейке. Предлагает детям по очереди посчитать сосульки по линейке от 1 до 10 и обратно.
Побеждает тот, кто допустит наименьшее количество ошибок.
«Закончи предложение».
Цель: актуализировать словарь антонимов по теме Весна
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог предлагает детям закончить предложения, подобрав правильный антоним
- Весной день длиннее, а зимой …..день короче.
- Зимой солнце светит, а весной … греет.
- Зимой ветер холодный, ледяной, а весной …теплый, ласковый.
- Зимой природа засыпает, а весной …просыпается.
- Зимой падает снег, а весной… снег тает.
- Зимой животные спят, а весной… просыпаются. (Уточняем какие животные впадают в спячку).
- Весной почки на деревьях набухают, а зимой …нет.
За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
«Чего нет? Чего не вижу».
Цель: учить образовывать существительные во мн.ч в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки, мешочек
Ход. Педагог предлагает детям по очереди вытаскивать из мешочка по одной картинке и договаривать фразу за педагогом в соответствие с картинкой:
В нашем дворе есть лужи, а в нашем дворе нет … луж;
В нашем дворе есть сугробы, а в нашем уже нет … сугробов;
Я видел одну тучу, а я видел много… туч;
В нашем дворе одно дерево, а в нашем дворе много … деревьев;
В нашем дворе течёт один ручей, а в нашем дворе нет … ручьёв;
Я видел одну проталину, а я видел много … проталин;
С нашей крыши висит одна сосулька, а с нашей крыши висит много … сосулек;
Я вижу облака, а я не вижу … облаков.
При правильном ответе ребенок забирает картинку себе. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
«Какой день?»
Цель: актуализировать словарь прилагательных
Оборудование: цветные камешки
Ход. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
День весной (какой?) -..весенний;
День марта (какой?)… мартовский;
День апреля (какой?)…апрельский;
День мая (какой?)…майский;
День, когда дует ветер (какой?)…ветреный:
День, когда светит солнце (какой?) ...солнечный;
День, когда нет солнышка (какой?)…пасмурный.
За каждое правильно подобранное слово ребенок получает по камешку. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество камней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Фрукты"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Грибы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Деревья"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Дикие животные"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....