ИОМ-современный подход в организации логопедической помощи дошкольнику
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Индивидуализация.Индивидуальный подход. Индивидуальное обучение.ИОМ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф евраль 2022 Построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с ООП в условиях логопункта – эффективная система выявления и развития их способностей Бирюкова Марина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №12 д. Малая Куликовка»

Слайд 2

2 Дошкольное образование Задачи Стандарта (п.1.6.) - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; Принципы Стандарта (п. 1.4.)- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; Содержание Стандарта (п. 2.11.2 )- В содержательном разделе Программы должны быть представлены: способы и направления поддержки детской инициативы; п.3.2.1 –Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; п.3.2.3– Решение следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития) ; п.3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей.

Слайд 3

3 Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка с нарушениями речи, а в приспособлении педагогических методов и логопедических приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, при формировании речевой деятельности.

Слайд 4

4 По структуре речевого дефекта По возрастному составу По полу По области интересов По уровню умственного развития По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту) По уровню здоровья детей Дифференциация:

Слайд 5

5 Суть индивидуальной образовательной траектории – гибкое использование форм и методов с целью достижения оптимальных результатов речевого развития. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент- вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут) , а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) .

Слайд 6

6 Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это интегрированная модель психолого- медикопедагогического сопровождения, создаваемого педагогами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. В основе построения ИОМ - организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания с целью коррекции и формирования необходимых знаний, умений и навыков. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, физиологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) на основании результатов комплексной педагогической диагностики.

Слайд 7

7 1. Установочно-целевой (условия и пути достижения логопедом образовательных, коррекционно-развивающих целей, базирующихся на основе ФГОС ДО мотивов и потребностей ребенка). 2. Диагностический (определение системы диагностического сопровождения на логопункте ). 3. Содержательный (обоснование структуры и отбор содержания работы логопеда с детьми, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи различных образовательных областей, то есть разработка содержания ИОМ, планирование предполагаемого результата). 4. Технологический (определение используемых инновационных развивающих технологий, в том числе игровых, здоровьесберегающих и других технологий, методов, форм в работе логопеда). 5. Итоговый (обсуждение достигнутых результатов ) Этапы конструирования ИОМ (в условиях логопункта ):

Слайд 8

8 Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Нарушатся могут все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Часто отмечаются несформированность как импрессивной (процесс понимания устной и письменной речи), так и экспрессивной речи (процесс порождения речевого высказывания).

Слайд 9

9 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус); закреплять знание основных цветов и оттенков, формы и величины предметов, обогатить представления о них. 1.Упражнения в узнавании, классификации, сравнении – формы, цвета, величины предметов, геометрических фигур. 2.Использование телесно-ориентированных упражнений, глазодвигательных упражнений, релаксационных упражнений, растяжек, самомассажа, элементов психогимнастики . Развивать сенсорные эталоны (НОД, режимные моменты, логопедический час). Развитие музыкального слуха. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении признаки, воспринимаемые всеми органами чувств; развивать память; развивать внимание; развивать мышление; воображение. 1.Упражнения на расширение объема зрительной и слуховой памяти. 2.Упражнение на расширение вербального мышления. 3.Упражнения на развитие логического мышления. 4.Игры и упражнения на развитие и совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам). 5.Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?». 6.Игры и упражнения на развитие и совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок. Развивать психологическую базу речи (НОД, режимные моменты, логопедический час). Развивать слуховое внимание, слуховую память, воображение, двигательную память. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ развивать точность, ловкость, быстроту движений пальцев рук; развивать графо-моторные навыки: точность, координированность движений пальцев рук; развивать динамическую и статическую организацию движений; развивать зрительно-моторную координацию. 1.Обводка, закрашивание, штриховка по трафаретам (по лексическим темам). 2.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 4.Пазлы, лабиринты. 5.Печатание пройденных букв. 6.Использование пальчиковых гимнастик по лексическим темам. 7.Использование массажных упражнений. 8.Выкладывание изображений букв с помощью спичек, веревок, природных материалов. Развивать мелкую моторику (НОД, режимные моменты, логопедический час). Координация тонких движений пальцев и кистей рук при игре на музыкальных инструментах. Образец 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ФИО ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________________________________________________ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Слайд 10

10 № п/п Направление (вид) коррекционно-развивающей работы Содержание коррекционной работы Взаимодействие с педагогами, родителями Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы Примечание 1 СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус); закреплять знание основных цветов и оттенков, формы и величины предметов, обогатить представления о них. 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении признаки, воспринимаемые всеми органами чувств; развивать память; развивать внимание; развивать мышление; воображение. 3 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ развивать точность, ловкость, быстроту движений пальцев рук; развивать графо-моторные навыки: точность, координированность движений пальцев рук; развивать динамическую и статическую организацию движений; развивать зрительно-моторную координацию. Образец 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ФИО ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________________________________________________ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Слайд 11

11 № п/п Задачи работы Основные пути их решения Взаимодействие с педагогами, родителями Ожидаемые достижения ребенка Реальные достижения ребенка Примечание 1 2 … Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 12

12 Индивидуальный образовательный маршрут ребенка на 2021 – 2022 учебный год ( логопункт ) Фамилия, имя ребенка: ХХХХХХ ХХХХ Дата рождения: ХХ.ХХ.ХХ Дата заполнения ИОМ: 1 - 25.09.21; 2 – 15.01.22 Состояние здоровья: ХНЗЛ ремиссия, нарушения осанки. Выписка из заключения ПМПК: - Речевой диагноз: ОНР 3 уровень, дизартрический компонент. Организационно-педагогические условия реализации ИОМ: Коррекционно-образовательные технологии, программы: «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Пр ограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др. Инновационные технологии, методы и средства: «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития у детей старшего дошкольного возраста», Лизунова Л.Р.; «Образовательная кинезиология», методика Пауля Денисона ; «Пальчиковый игротренинг », В. Цвынтарный ; «Пальчиковая гимнастика» М. Кольцова; «Чудо – обучайка » В. Буйко; «Разноцветные сказки», Н.В. Нищева ; «Развивающие игры» и др. Здоровьесберегающие технологии: «Развивающие принципы …», методика В. Базарного; «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой; «Логопедический массаж» Е.В. Новиковой. Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата: промежуточная диагностика, тестирование, итоговые - открытые занятия по каждому исправленному звуку. Ф.И.О педагога заполняющего ИОМ: Бирюкова Марина Викторовна

Слайд 13

13 № п/п Направление (вид) коррекционно-развивающей работы Основные пути их решения Взаимодействие с педагогами, родителями Ожидаемые достижения ребенка Реальные достижения ребенка Примечание С 26.09.21 по 20.12.21 1. Укрепление соматического состояния Согласование лечения у педиатра, окулиста, врача ЛФК. Родители: в течение месяца предоставить информацию (справки) об полученном лечение. 2. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика , подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв /игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Заинька», «Совушка» и др. Уверенно показывает: правая – левая сторона, впереди – сзади. ± + 3. Развитие произвольной моторики пальцев рук Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика. Воспитатели: пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность , воскотерапия . Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам. Уверенно показывает упражнения: «Коза» - «Зайчик», «Кулак» - «Ладошка». – + 4. Развитие моторики речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Лопатка», «Качель», «Горка», «Лошадка», «Лодочка»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений). Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок». Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков. Без напряжения выполняет: «Улыбка» - «Бублик», « Качель », «Горка», «Лодочку». + + + +

Слайд 14

14 5. а) Устранение дефектов звукопроизношения Автоматизация звуков Постановка звуков: [З], [Ц] – способ постановки смешанный. Автоматизация звука [З] в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики». Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», « Повторялка », «Подскажи словечко»; Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и газету « Здравушка » - рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Учимся красиво говорить». Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах. В спонтанной речи звуки [З] [Ц] произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения + б) Дифференциация звуков Дифференциация звуков [С] - [З], [С] - [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» - «Звукопроизношение», «Звуковые часы». Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка». + 6. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозаика», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово». Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», « Звукарик », просмотр открытых занятий. Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и. Выделяет звуки [З] [Ц] в начале слова, в середине слова. Определяет количество звуков в словах: дом, зуб. Выполняет звуковой анализ слов: кот, зуб, цок. + + ± ± Выполняет неуверенно, требуется дополнительная помощь.

Слайд 15

15 7. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования , словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки». Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома», «Уроки грамотной речи». Игра в мяч «Один – много» (зуб – зубы, зонт – зонты, коза – козы, цепь – цепи, цветок – цветы, кузнец – кузнецы). Д/и «Какой это предмет?» (меховая шапка, металлическая цепь, стеклянная ваза) Д/и «Что у Зои?» (у Зои цветы, цыплята, козы) Составляет простое предложение с заданным словом. + ± + ± Неуверенно отвечает. Аналогично ответа педагога. 8. Развитие психологической базы речи Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе». Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и. Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом. Педагог-психолог: индивидуальные занятия. Игра в мяч «Что лишнее?» (са-са-за-са, зуб-суп-зуб-зуб). Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением). Запоминает и повторяет произнесенные 4-5 слов. + ± + Неуверенно отвечает.

Слайд 16

16 Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ребенок получал логопедическую помощь в течение четырех месяцев (сентябрь - декабрь) и по всем видам проведенной логопедической коррекции наблюдаются положительные результаты. За этот период работы были исправлены нарушенные звуки (благодаря четкой работе всех субъектов коррекционного процесса). Звук [Р] необходимо автоматизировать (разработать ИОМ на вторую половину учебного года январь – май для воспитателей, дать рекомендации родителям). Функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза сформированы и соответствуют требованиям и нормам возрастной группы. Необходимо обратить внимание на развитие лексико-грамматической стороны речи и совершенствованию связной речи - данную работу необходимо продолжать (по специально разработанному ИОМ, на январь - май).

Слайд 17

17 Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка, с нарушениями речи в образовании и обучении. ФГОС ДО предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьей.

Слайд 18

Спасибо за внимание! 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

«Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математи...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....