Главные вкладки

    «Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников
    презентация к уроку по теме

    Маркова Елена Васильевна 1960

    Мы живём в современном обществе, где существует множество

    проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.

    Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,

    забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Одна из задач

    экологического образования – формирование у ребёнка представления о

    человеке, не как о хозяине, покорителя природы, а как о части природы,

     зависящего от неё.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           

                          «Современные подходы

           к организации экологического            

              воспитания дошкольников»

                                                                            Маркова Елена Васильевна,

                                                                            1 квалификационная категория,

                                                                            воспитатель МБДОУ  №26 «Колобок»

                                                      г. Ковдор

                                                         2013 г.

    Слайд 1

    "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей".                               В.А.Сухомлинский

    Слайд 2

    Мы живём в современном обществе, где существует множество

    проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.

    Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,

    забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Одна из задач

    экологического образования – формирование у ребёнка представления о

    человеке, не как о хозяине, покорителя природы, а как о части природы,

     зависящего от неё.

    Слайд 3

    В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста

    сформировано чёткое деление животных  на плохих и хороших, злых и добрых,

    вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные

    произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены

    злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д.

    Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе,  

    и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки  зрения экологии, в

    природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое  животное,  

    растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не

    будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт  деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка

     одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того,

    нравятся они нам или нет.

    Слайд 4      

                    Мне   кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку

    зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа»

     должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в

     природе». Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для

    развития ума, чувств и воли.                                                                                                                             

    Слайд 5    

          Свою работу по экологическому воспитанию я начала с изучения литературы и программ. За основу взяла программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З.Ф.Аксёновой «Войди в природу другом»  

    Слайд 6

    Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных -  соответствующая эколого-развивающая среда, которая  должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. 

    Слайд 7

    Эколого-развивающая моей группы включает в себя следующие компоненты:

    • экологический уголок (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты,  природный материал);
    • минилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп,  природный материал);
    • библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка  картин и иллюстраций из жизни животных,  растений, по сезонным изменениям, журналы, альбомы, а также видеоматериалы, аудиоматериалы);
    • экологический театр (костюмы, атрибуты, куклы, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);
    • галерея (тематические выставки детских работ).

    Кроме постоянных растений  в уголке природы  находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, тюльпаны, овес, выращиваемые в ящиках в холодное время года.  

        В соответствии с новыми ФГТ, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГТ вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование.

    Слайд 8

    Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра. Игры настольно-печатного происхождения помогают систематизировать знания о растениях, явлениях неживой природы, животных: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Чей это хвост?», «Логический экран». Игры словесного содержания помогают закреплять свойства и признаки предметов окружающего мира: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное». «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Летает, плавает, бегает», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?». Их  можно использовать в различных режимных моментах, организовать самостоятельную деятельность детей. Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни. Такие природоведческие игры отражают явления живой и неживой природы: «Лохматый пёс», «Зайцы и волк», «У медведя в гостях»,«Ходят капельки по кругу», «Раз, два, три, к дереву беги». Особое значение имеют творческие или ролевые игры. Творческие игры учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром, строить фантастические гипотезы, закреплять полученные знания: «Оживи картинку», «Продолжи сказку», «Где мы были не скажем…», «Море волнуется…», «Волшебные слова».  Сюжетные игры «Скорая помощь», «Цветочный магазин» помогают расширять кругозор детей, воспитывают бережное отношение к природе.

    Слайд 9

    Важным аспектом  является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.·Игра - имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснувшись - потянулись, воробушки машут крылышками), имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).·Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).·Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).·Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

    Слайд 10

    Игровые обучающие ситуации я связываю  с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Подбираю персонажей литературных произведений  так, чтобы сюжет сказки, из которой вводится герой, было связан с природой, а персонаж имел кукольное воплощение. С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию - заводит и содержит домашних животных. Он знакомит детей с домашними животными, рассказывает, как нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами. Дюймовочку дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка, дети знакомятся с посадкой растений. Используя литературного персонажа Незнайку - не он учит детей, а дети учат его. Красная Шапочка рассказывает, что она видела в лесу, когда шла к бабушке.

     Слайд 11                                                                                                                    

    Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности  могут быть расширены, углублены, систематизированы.  Главную роль здесь я отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, видеофильмам, мультфильмам,  художественной литературе), но и словесный метод работы имеет большое  значение. Наглядность в сочетании с музыкальным сопровождением, с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.

    Слайд 12

    Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему опорных образов, основанных на ассоциативных и фактографических видах памяти детей, наполненных структурированной информацией. Рассказывая о  многообразии каких-либо конкретных явлений природы, при первичном ознакомлении детей с ними, я использую слайды с изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. Они способствуют более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.

    Накопила   видеопрезентации, способствующие развитию мышления, воображения, речи, памяти и расширению кругозора: «Эти забавные животные», «Растительный мир Мурманской области», «Их надо беречь», «Времена года», активно использую ресурсы Интернета. Дети моей группы особенные – с низкой остротой зрения. Поэтому я сделала ряд мультимедийных презентаций для зрительных гимнастик, в том числе на экологические темы: «Крошка Енот», «С Новым годом»,  «Прогулка с тигром», «Строим дом для поросят», «Вот оно какое наше лето», «Снеговик»,  «Осень»,  «Весенний ручеёк». Детей очень привлекают такие презентации, т.к. для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Создание презентаций – это очень интересная и увлекательная работа, которая сводит к минимуму рутинную ручную работу. К тому же использование компьютерных технологий позволяет повысить профессиональную компетентность педагога.

    Слайд 13

    С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Убеждена, именно стихи помогают найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове».  Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

    Слайд 14

     Одной из нетрадиционной формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников, прогулки в парк, лес - все это расширяет кругозор детей. Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Лесной массив, где растет много разных пород деревьев,  озеро – все это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю  в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений. Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному.

    Слайд 15

    Экологическая тропа — это тоже одна из форм нетрадиционного обучения. Маршрут нашей тропы я определяла вместе с детьми. Наша экологическая тропинка находится на территории детского сада.  Планирование  работы на экологической тропе осуществляю с учетом сезонных изменений. При организации работы на экологической тропе использую опыты, наблюдения, экологические игры, выставки, конкурсы.

    Формы и методы по экологической тропинке:

    - экологические беседы: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему

         расцвечиваются листья?»,  «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?».          

    - экологические экскурсии: к озеру, в лес, к карьеру

    - уроки доброты: «Украшение Земли», «Что такое красота?»

    - экологические акции: «Ёлочка, живи!»,

               - обсуждение и проигрывание ситуаций». «Дети нарвали большой

                 букет мать-мачехи. Воспитатель на них рассердился. Почему?»

    «Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку».

    «Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?»

    «Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь?»

    - составление экологической карты;

    - ведение календаря природы;

    - экологические игры: «Времена года», «Где чей домик?», «Большой –

      маленький» 

    - экологические сказки: «Травушка-муравушка», «Чудо-лекарь»

     Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может  показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда  найдется что-то новое и необычное.   

                                                                                                                                                                                                                              Слайд 16, 17  

     Для расширения и уточнения представлений детей о растениях, животных, о многообразии природных явлений, воспитания любознательности я составила план работы кружка «Капитошка», который открывает свои двери один раз в неделю. Проводим эксперименты, ставим опыты, смотрим видеофильмы.

    Слайд 18

      Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки. Ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность. Экологический театр является еще одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная  речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Вначале с детьми показывали самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». В дальнейшем  стали показывать инсценировку сказок на родительских собраниях: «Травушка-муравушка», «Чудо-лекарь», «История Царь-ягоды» 

    Слайд 19,20    

      Дети моей группы с удовольствием занимаются сюжетосложением и словотворчеством, поэтому я стала использовать их  и в экологическом воспитании. Это  очень помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом зачитываю,  что-то мы переделываем. Второй этап – читаю детям  нашу новую сказку, они сами выбирают,  кто что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом я делаю нашу новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Эти книжки дети очень любят, берегут, просят почитать еще и еще. Были созданы книги: «Приключения мышонка Пика», «Весёлое путешествие лягушонка Квака». Сюжетосложение  помогает  организовать совместную деятельность детей и воспитателя, .сплотить коллектив..

    Слайд 21 

    Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов. Проект – в переводе – это план, замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Считаю, что метод проектов является также  уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом  реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

    Слайд 22

     В 2010 году, работая над проектом «Живая природа», смогла развернуть собственную проектную деятельность в изготовлении коллажей. Данный проект я завершила включением родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый дома сделал коллаж на тему «Живая природа», а потом в нашей «гостиной» проходила презентация. Такой подход способствует  сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме лучше понять мир ребенка.

    Слайд 23  

     В 2011 году разработала долгосрочный проект  по экологическому воспитанию - «Войди в природу с добротой». Целью проекта было ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

    Результат был виден в детях:

    • выросли знания детей о живой природе;
    • разговор о дисциплине даже не стоял, так как был большой интерес к работе;
    • сплотился коллектив – дети могли общаться и работать с разными по возрасту детьми из группы;
    • выросла самостоятельность в работе;
    • улучшилась связная речь: если в начале с трудом придумывали название рисунку, то потом составляли целые рассказы о своей работе;

    Слайд 24  

    В 2012 году разработала краткосрочный проект «Ёлочка, живи!». Были проведены такие мероприятия, как

    • экскурсия – наблюдение за хвойными деревьями,
    • распространение на территории нашего города листовок “Сохраним елочку”,
    • конкурс рисунков “Лесная красавица”,
    • беседа с детьми о необходимости сохранения елочки и способах ее замены,
    • разучивание стихотворений, чтение рассказов о новогодней елочке
    • продуктивная деятельность детей и родителей: изготовление ёлочек.
    • Подвижные игры: «Раз, два, три, к ёлочке беги». «Мы по лесу ходили и деревья находили»
    • Развивающие игры: «Найди сходство и отличие”, «Угадай какое дерево?», «С какой ветки детки?»
    • Сюжетно-ролевые игры: “Прогулки в лес», “Отдых в лесу”
    • Дидактические игры: “ Собери ёлочку” (пазлы), “Третий лишний”, «Сделаем бусы на ёлку»

    Экологическое воспитание детей идёт в разных видах деятельности, в том числе и  во время непосредственно образовательной деятельности. Были проведены интегрированные занятия:

    • Развитие речи, экология: «Наши лесные друзья деревья»
    • Развитие речи, рисование: «Ель – красавица наших лесов»
    • Экология, рисование: «Лёгкие нашей планеты»»
    • Окружающий мир, музыка: «Путешествие в хвойный лес»
    • Ручной труд, художественная литература: «В лесу родилась ёлочка…»

    Слайд 25    

    На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Ежегодно весной  проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирая обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. В старших группах стало традицией проводить зимой воскресные лыжные десанты.

    Слайд 26  

    Создала для родителей  ежеквартальный рукописный журнал «Колобок». В рубрике «Это интересно» рассказываю о редких растениях и животных, предлагаю кроссворды и ребусы. С этого учебного года появился ежемесячный выпуск журнала на сайте нашего детского сада. Ещё одним из плодотворных сотрудничеств с семьёй стало создание рукописных книг на экологические темы. В марте 2010 года с опытом работы «Рукописная книга как форма активизации взаимодействия ДОУ и семьи» выступала на научно-практической конференции в г. Мурманск «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – перспективы».  

    Слайд 27

    Были сделаны и отправлены на конкурсы следующие рукописные книги:

     2009 год, апрель -  XII Международный конкурс рукописных книг «Мы на Севере живём» - книга «Живой мир Севера» (солёное тесто) – Грамота  отдела культуры Администрации Ковдорского района, Грамота областной детской библиотеки

    2010 год, март - XIII Международный конкурс рукописных книг «Как хорошо на свете без войны!» - тактильная книга «Зелёная книга растений Мурманской области» - Грамота областной детской библиотеки, Грамота комитета по лесному хозяйству Мурманской области

    2011 год, апрель - XIV Международный конкурс детской рукописной книги, номинация «Зелёная книга» - сборник «Мой дом – моя семья» (пластик) - благодарность районной детской библиотеки

    2013 год, март – XVI Международный конкурс детской рукописной книги –  книга «Охрана природы – дело народа: моё, твоё, наше!» в номинации «Зелёные страницы»

    Слайд 28                                                                                                                                                                                                                                             Задача педагога по экологическому воспитанию  – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею.

    Слайд 29

     

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

    Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

    Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

    Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"

    Презентация к  работе "Трудовое воспитание дошкольников"...

    Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

    "Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"

    Перефразируя писателя известного,                   Мы говорим, на сердце руку положа:...

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"...