Главные вкладки

    "Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"
    творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Меньшова Анна Анатольевна

                    Перефразируя писателя известного,

                       Мы говорим, на сердце руку положа:

                         «Пусть будет в человеке всё прекрасно:

              И мысли и поступки и душа!

                       В гармонии с природой и с собою

                 На свете чтобы жили малыши,

                    Воспитывайте в детях, берегите,

           Храните экологию души!»

              В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология не только наука – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание.

             Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые 6-7 лет жизни ребёнка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами.

             Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усвоить в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, которая обеспечивает его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистическое качество  в человеке. Красота, добро, истина в четырёх ведущих сферах действительности и природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

             Уже в течение многих лет в детском саду предметом пристального внимания стали вопросы экологического воспитания – новый аспект дошкольной педагогики. Коллектив детского сада выбрал следующие приоритетные направления:

    • создание необходимых условий для жизни и воспитания детей;
    • создание благоприятной атмосферы и внедрение личностно-ориентированной педагогики в работу с детьми;
    • освоение коллективом методов экологического воспитания и конкретных технологий в работе с детьми разного возраста;
    • разработка новых форм работы с родителями, их экологическое просвещение;
    • установление связей с различными организациями.

    Работа по экологическому воспитанию детей прежде всего ориентирована на непосредственное общение детей с природой, в том числе и живыми объектами, поэтому создание необходимых условий имеет большое значение для воспитания у них начал экологической культуры.

    С этой целью в разновозрастных группах созданы экологические центры. В качестве структурных компонентов этих центров выделены следующие: различные виды комнатных растений, сезонные растительные объекты (зимний огород, тепличка для размножения черенками, материал на выгонку), объекты животного мира (рыбки: вуалехвост, золотая рыбка, телескоп, меченосец и др.; птицы: канарейки, волнистые попугайчики; млекопитающие: морские свинки, хомячки; земноводные: степная и речная черепахи), сезонные объекты временного содержания (террариумы с лягушками, черепахами), календари природы, макеты природных зон, музейные и коллекционные материалы (коллекции почв, горных пород и минералов, семян, плодов, камней, коры и древесины, перьев птиц, марок, открыток, значков, репродукций пейзажей, натюрмортов). Центры расположены в групповых комнатах в виде многоступенчатых моделей.

    В детском саду функционируют центры для организации опытно-экспериментальной работы, где находится лабораторный материал для экспериментирования (песок, земля, глина разного цвета и качества, сосуды для воды, песочница, мини-бассейн, набор игрушек к ним, материал для игр с мыльной пеной, вертушки, поролон, пенопласт, предметы для игр с тенью, а так же простейшие приборы: цветные «стёклышки» из пластмассы, лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, цветные очки, магниты, безопасные красители).

             Работа с детьми по экологическому воспитанию проводится не только в помещении детского сада, но и на участке.

             Много внимания уделили их озеленению. Поставили перед собой цель создать обогащённое и разнообразное природное окружение, хотя территория и ранее бала озеленена, но имела однообразный видовой состав деревьев и кустарников. В течение ряда лет мы проводили работу по благоустройству территории: сажали новые деревья и кустарники. И в этом нам помогло многолетнее сотрудничество с Теллермановским лесничеством, которое обеспечило нас посадочным материалом. На территории детского сада были посажены: рябина, липа, берёзы, клёны, шиповник, акация, ели. К посадкам привлекались воспитанники детского сада, родители, сотрудники. Теперь на хорошо озеленённом участке несколько птичьих гнездовий. Уже постоянными жителями в холодное время года стали свиристели, дрозды, снегири. На территории дошкольного учреждения разбили цветники, на которых растут многолетние растения и цветы, при этом стараемся сажать такие растения, которые неприхотливы и не вызывают особого желания срывать их, ведь детский сад находится в центре густонаселённого северного микрорайона и в настоящее время мы рады, что цветники находятся в хорошем состоянии.

             Воспитатели стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей. С этой целью создана экологическая тропа, на которой сформированы фрагменты естественных растительных сообществ (лесной, луговой, садовый уголки), фитоогород и искусственный водоём.

             На фитоогороде воспитатели вместе с детьми старшего дошкольного возраста выращивают такие травы, как ромашка, фиалка трёхцветная, мята перечная, мелисса, мать-и-мачеха, календула, валериана, зверобой.

             На экологической тропинке представлены разнообразные формы растений (деревья, кустарники, травы), садовые цветы, мхи, овощные культуры. Для организации наблюдений на экологической тропе выделены следующие объекты: старые пни, усыхающее дерево, муравейник, уголок первоцветов, птичья столовая с кормушками. Здесь же находятся скульптурные композиции из старых деревьев. В итоге и летом, и осенью территория выглядит нарядной, радует детей и взрослых, даёт возможность проводить интересные мероприятия с детьми.

             Разнообразие предметной и природной среды, которая окружает детей, посещающих наше дошкольное учреждение, позволяет использовать в работе самые различные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами леса, сада, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций на занятиях клуба «Эколожка», экскурсии, работа с календарём, перфокартами, моделями.

             Важную роль для улучшения условий в дошкольном учреждении играет взаимодействие с различными государственными и общественными учреждениями природоведческого характера. Так, мы установили связи с Теллермановским опытническим лесничеством и Новохоперской станцией юных натуралистов.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

    «Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

    Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

    Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

    "Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"

    Перефразируя писателя известного,                   Мы говорим, на сердце руку положа:...

    Педагогический совет на тему"Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"

    Тематический педагогический совет по совершенствованию работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания....

    Педсовет №3 Тема: «Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ"

    Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной...

    Педсовет "Новые подходы по организации экологического воспитания"

    Наш детский сад давно выбрал работу по эколого-краеведческому направлению. Так как  считаем, что любовь к природе надо воспитывать с раннего детства. Наши педагоги постоянно ищут новые формы, нап...