Главные вкладки

    Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Погоняева Светлана Петровна

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.

    В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

    Наблюдая за детьми, я отметила невысокий уровень познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.

    На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно – экспериментальная и речевая деятельность). На основе этого я сделала вывод, что разработка системы работы по экологическому воспитанию, с внесением в неё других видов деятельности (речевая, изо, экспериментальная) – залог успешной и результативной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Обобщение опыта работы17.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.

    В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

    Наблюдая за детьми, я отметила невысокий уровень познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.

    На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно – экспериментальная и речевая деятельность). На основе этого я сделала вывод, что разработка системы работы по экологическому воспитанию, с внесением в неё других видов деятельности (речевая, изо, экспериментальная) – залог успешной и результативной работы.

    Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе, как части природы.

    В настоящее время планирую и осуществляю воспитательно – образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциально школьную программы Авдеева Н.Н. «Безопасность», С.Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», «Мир, в котором я живу» Н.Г. Комратова.

    Мною определены следующие задачи:

    • Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её объектам;
    • Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
    • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
    • Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

    Для реализации поставленных задач, мною разработаны:

    • Познавательные интегрированные занятия;
    • Разработан перспективный план наблюдений за объектами природы и природными явлениями;
    • Оформлен уголок экспериментирования и наблюдений;
    • Создана картотека, включающая в себя подборки экологических игр, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о временах года и природе;
    • Подобрана библиотека художественной литературы для детей о животных, растениях, явлениях природы;
    • Подборка экологических пособий из цикла «Когда идешь ты по тропинке».

    В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Важным источником знаний является наблюдение. Одной из целей моей работы является совершенствование умений и навыков детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях, экскурсиях, на прогулках, в уголке природы.

    Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Большие возможности заложены, прежде всего, в дидактических играх. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности, такие как «Загадай, мы отгадаем», «Помоги Незнайке», «Кто где живет» и т.д.

    Я использую их не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.

    Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т.п.), которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними  играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т.п..

    Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Лягушки и     », «Кот и мышь», «Солнышко и дождик» и т.п.

    В своей работе я использую опытно – исследовательскую деятельность. Дети – прирожденные исследователи. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять. Здесь веду работу по двум направлениям:

    - живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);

    - неживая природа.

    Совместно с детьми провели исследовательскую работу по проекту «Как можно украсить планету «Земля», где дети провели посев семян цветов, уход, наблюдение, в роликах этого проекта провели эксперимент и выяснили, что для роста и развития растений нужны свет, тень, влага. Дети получили огромный опыт по уходу за растениями, которыми впоследствии украсили территорию участка. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства, качества, возможности. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

    Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, обитатели живого уголка. Под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

    Экологическое воспитание и образование дошкольников является приоритетным в моей деятельности на протяжении многих лет.

    Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирование, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы бесед и консультаций («Влияние природы на нравственное развитие дошкольников», «Ребята и зверята», «Лекарственные травы» и т.п.).

    Родители принимают активное участие в природоведческих конкурсах «Природа и фантазии», «Покормим птиц», «Берегите ёлочку-красавицу нашего леса». Помогают родители в поиске информации для исследования.

    Сотрудничество с родителями помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Опыт моей работы показывает, что систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, вызвать познавательный интерес, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. И это показывают результаты диагностики, представленные в таблицах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

    «Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников

    Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...

    Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».

    Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...

    обобщение опыта работы Шепиловой Валентины Владимировны по организации трудовой деятельности младших дошкольников.

    Обобщение опыта работы Шепиловой В.В. по организации трудовой деятельности младших дошкольников. Цели и задачи организации труда детей младшего дошкольного возраста в программе Н.М.Крыловой...

    "Творческий подход к организации экологического воспитания дошкольников"

    Перефразируя писателя известного,                   Мы говорим, на сердце руку положа:...

    Сообщение из опыта работы Презентация "Взаимодействие с семьей в экологическом воспитании дошкольников"

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологичес...