Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
    методическая разработка по теме

    Михайлова Татьяна Александровна

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

    Воспитатель: Михайлова Т.А.

    г.Гусь – Хрустальный, 2013 г.

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.

    В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

    Наблюдая за детьми, я отметила невысокий уровень познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.

    На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно – экспериментальная и речевая деятельность). На основе этого я сделала вывод, что разработка системы работы по экологическому воспитанию, с внесением в неё других видов деятельности (речевая, изо, экспериментальная) – залог успешной и результативной работы.

    Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе, как части природы.

    В настоящее время планирую и осуществляю воспитательно – образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциально школьную программы Авдеева Н.Н. «Безопасность», С.Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», «Мир, в котором я живу» Н.Г. Комратова.

    В подготовке к занятиям, к исследовательской деятельности использую приобретенную ранее, а также и совсем недавно следующую литературу:

    «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М., Филименко А.А.;

    «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И. Савенкова;

    «Система экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой;

    «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаевой;

    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

    Л.Н. Прохоровой;

    «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса;

    «Листок на ладони» К.М. Маневцовой;

    «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Р.А. Дризгуновой;

    «Мир растений. Упражнения на проверку и закреплению знаний дошкольников по ознакомлению с окружающей средой» Л.Н. Шестериной;

    «Растительный мир нашей родины» В.В. Петров;

    «Проектная деятельность дошкольников» В.А. Дергунский;

    «Развитие познавательных процессов» Н.В. Шахов;

    «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» Е.А. Сынченко.

    Мною определены следующие задачи:

    • Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её объектам;
    • Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
    • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
    • Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

    Для реализации поставленных задач, мною разработаны:

    • Познавательные интегрированные занятия;
    • Разработан перспективный план наблюдений за объектами природы и природными явлениями;
    • Оформлен уголок экспериментирования и наблюдений;
    • Создана картотека, включающая в себя подборки экологических игр, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о временах года и природе;
    • Подобрана библиотека художественной литературы для детей о животных, растениях, явлениях природы;
    • Подборка экологических пособий из цикла «Когда идешь ты по тропинке».

    Поданному направлению апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие в весенний лес» (2 младшая группа), «Знакомимся с капелькой» (средняя группа), «Такие разные растения» (средняя группа), «Муравьи – санитары леса» (подготовительная группа), «Наш помощник – календарь природы» (подготовительная группа), «Поможем птицам» (подготовительная группа), «Доктора леса» , «Поможем зайчику» (подготовительная группа).

    В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Важным источником знаний является наблюдение. Одной из целей моей работы является совершенствование умений и навыков детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях, экскурсиях, на прогулках, в уголке природы.

    Мною создан экологический паспорт ДОУ, разработан маршрут экологической тропы на территории детского сада. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно она позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развивается наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения, чувство красоты.

    Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Большие возможности заложены, прежде всего, в дидактических играх. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности, такие как «Загадай, мы отгадаем», «Помоги Незнайке», «Кто где живет» и т.д.

    Я использую их не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.

    Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т.п.), которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними  играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т.п..

    Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Лягушки и     », «Кот и мышь», «Солнышко и дождик» и т.п.

    В своей работе я использую опытно – исследовательскую деятельность. Дети – прирожденные исследователи. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять. Здесь веду работу по двум направлениям:

    - живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);

    - неживая природа.

    Совместно с детьми провели исследовательскую работу по проекту «Как можно украсить планету «Земля», где дети провели посев семян цветов, уход, наблюдение, в роликах этого проекта провели эксперимент и выяснили, что для роста и развития растений нужны свет, тень, влага. Дети получили огромный опыт по уходу за растениями, которыми впоследствии украсили территорию участка. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства, качества, возможности. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

    Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, обитатели живого уголка. Под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

    О кружке «Муравей».

    В целях углубления экологических знаний, обеспечения потребностей детей организовала кружок экологического воспитания «Муравей». На занятиях кружка мы читаем дополнительную литературу о жизни животных, растениях, беседуем, выполняем различные поделки из природного и бросового материала. На этих занятиях ярко проявляются творческие способности детей, воспитывается любознательность, прививаются исследовательские навыки.

    Экологическое воспитание и образование дошкольников является приоритетным в моей деятельности на протяжении многих лет.

    В педколлективе провожу консультативные беседы, участвую в педсоветах, где представляю свои наработки и педагогический опыт. Написала доклад по темам: «Экология в детском саду»,  «Как использовать экологическую тропу в воспитательно – образовательном процессе». Представляла свой опыт работы по использованию экологической тропы на городской научно – практической конференции.

    Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирование, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы бесед и консультаций («Влияние природы на нравственное развитие дошкольников», «Ребята и зверята», «Лекарственные травы» и т.п.).

    Родители принимают активное участие в природоведческих конкурсах «Природа и фантазии», «Покормим птиц», «Берегите ёлочку-красавицу нашего леса». Помогают родители в поиске информации для исследования.

    Сотрудничество с родителями помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Опыт моей работы показывает, что целеноправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, вызвать познавательный интерес, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. И это показывают результаты диагностики, представленные в таблицах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»

    Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

    Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

    Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

    Опыт работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

    наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование....

    Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

    обобщение опыта работы по теме "Создание РППС в ДОО, способствующей патриотическому развитию дошкольников"

    Материал был представлен в ходе работы муниципального методического ресурсного центра по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста"...

    Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников» Проект "История куклы"http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news7697.html

    Обобщение опыта работы  по теме: « Использование метода проектирования в познавательно- речевом развитии дошкольников»  Проект "История куклы"...