Конспект занятия для детей подготовительного возраста по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Штанько Ирина Васильевна

Конспект занятия Зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: "Зимующие птицы"

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц
  • ковролин
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • Проектор

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

Логопед:

  • Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова, 
Большая голова. 
На суку сидит, 
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

  1. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.)Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? 
(Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. 
(Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. 
(Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …
(Синичка)

  • Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • Для чего птице клюв?
  • Для чего птице крылья?
  • Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Физминутка «Снегирь»

Вот на ветках, посмотри,                     4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки,                           частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке.                          вниз

Головою вертят,                                      2 поворота головы на каждую строку

Улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!                   Разбегаются по комнате, взмахивая руками

За метелью, за метелью!                       как крылышками


  1. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Ребята, зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Голодные птицы сильно страдают от холода. Поэтому зимой надо обязательно подкармливать птиц. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц.  Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Игра "Кормушка"

Логопед. Составьте предложение о зимующих птицах. Расскажите, какие предлоги есть в ваших предложениях.

-Ворона сидит на ветке. В этом предложении есть предлог на.

-Клест пролетает над кормушкой. В этом предложении есть предлог над.

-Воробей сидит под кормушкой. В этом предложении есть предлог под.

-Синичка сидит в кормушке. В этом предложении есть предлог в.

-Снегирь сидит на краю кормушки. В этом предложении есть предлог на.

3. Упражнение "Составь схему".(Совершенствование навыка анализа предложения)

Дети выполняют задание. Логопед задает им контрольные вопросы и дает контрольные задания "Сколько слов в твоем предложении? Какое слово третье (четвертое) по счету? Покажи, где в твоем предложении предлог".

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей 
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. 
Н.Нищева

4. Упражнение "Рассади по кормушкам"

Деление названия птиц на слоги.

  • Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • Опять сжимают и разжимают кулачки.
  1. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)


  • Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • Для кого этот корм? (Для птиц)
  • Чей это корм? (Птичий корм)
  • Чья это пища? (Птичья пища)

Логопед. Составим звуковую схему слов сало, корм, крошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей среднего возраста "Зимующие птицы".

Наступает зима и птицам нашего региона становится все труднее находить корм, чтобы обратить внимание детей на трудности, которые испытывают птицы зимой, напомнить им название зимующих птиц, воспитыват...

Конспект занятия для детей подготовительного возраста на тему: "Перелетные птицы весной".

Развитие лексико-грамматического строя речи, основ грамоты и познавательных процессов у дошкольников....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Птицы прилетели»

Конспект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста. Детям предлогается увлекательное познавательное путишествие в мир птиц....

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Заботимся о птицах»

Программное содержание:Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду, группировать и называть зимующих и перелётных птиц.Формировать желание наблюдать за птицами, не...

конспект занятия для детей подготовительного возраста "Масленицу встречай -зиму провожай !"

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).Задачи:Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.Обогащать духовный мир детей.Обобщить и закрепить знания детей о...