Конспект занятия для детей подготовительного возраста на тему: "Перелетные птицы весной".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Куликова Дарья Юльевна


Развитие лексико-грамматического строя речи, основ грамоты и познавательных процессов у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №78  комбинированного вида Фрунзенского района                       Санкт-Петербурга

Конспект комплексного занятия в подготовительной  группе на тему: «Перелетные птицы весной».

                                         Учитель-логопед:    Куликова Д.Ю.

                                         

Санкт – Петербург

         2014г.

Цель: Формировать представления детей о жизни перелетных птиц весной.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные.

1.Развитие словаря.

-уточнить и расширить запас представлений о перелетных птицах, их характерных признаках, повадках;

-обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

-расширить объем правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов по данной теме;

- обогатить активный словарь относительными  прилагательными;

2.Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

-закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные по данной теме;

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;

-совершенствовать умение образовывать приставочные глаголы;

-совершенствовать умение образовывать сложные прилагательные.

  • Коррекционно-развивающие.

1.Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

  • Коррекция произносительной стороны речи:

 -закрепить правильное произношение сформированных звуков в свободной речи;

-автоматизировать поставленные звуки в  игровой деятельности.

  • Развитие просодической стороны речи:

-воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;

-развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность.

  • Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа:  закрепить навык звукового анализа слов – названий перелетных птиц.                          

2.Развитие связной речи и речевого общения.

-воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание;

-совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог;

-совершенствовать умение  «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи;

3.Развитие психических функций.

-развивать слуховое и зрительное внимание и память в игровых упражнениях;

    4.Развитие тонкой и общей моторики, координации движений.

-развивать мышечный тонус детей;

     -развивать координацию движений, формировать правильную осанку;

-обогащать двигательный опыт разными движениями.

5.Профилактика оптической дисграфии.

  • Воспитательные:

- воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной       деятельности;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы и приёмы:

-наглядные (показ, демонстрация);

-словесные (чтение стихов, беседы, диалоги);

-игровые (речь с движением, сюрпризный момент).

Педагогические технологии:

-личностно-ориентированная модель взаимодействия;

-игровая  деятельность;

-элементы мнемотехники.

Здоровьесберегающие  технологии:

- динамическая пауза.

  Оборудование:

Игрушка Сова, письмо, карта пути, тетради в крупную клетку, простые карандаши, игра «Веселые клеточки», игра «Рассели птиц по гнездам», фланелеграф с изображением березы, плоскостное изображение дуба, деревянная ребристая доска, строительные кубики-кочки, обручи, картинки с изображением перелетных птиц из серии «расскажи мне, малыш), карточки с названиями птиц с недостающими элементами букв, черные маркеры, аудиозапись с голосами птиц, магнитофон.

                                Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята! Сегодня к нам из леса прилетела ваша старая знакомая – Мудрая Сова с радостной вестью, что все перелетные птицы вернулись домой с юга. И она принесла нам приглашение на открытие её птичьей лесной школы. Хотите туда отправиться?

Дети: Да! Хотим!

Логопед: Птичья школа находится далеко и, чтобы мы не заблудились в пути, Мудрая сова дала нам карту. (Логопед показывает карту – пути). Вы готовы отправиться в дальний путь?

Дети: Да! Готовы!

2. Игра-путешествие «Дальний путь».

Следуя карте, дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.

 - До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам»  высоко поднимая ноги).

- Вот и к дубу мы пришли, дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба).

- Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!

Гору нам не обойти, гору нам не перейти!

Но в горе пещера есть!

Это радостная весть!

Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! (дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)

- А вот здесь течет река,

Глубока и широка!

Мост я вижу впереди, по нему скорей иди.

По досочке  я  пройду и вас всех переведу! («мост»- деревянная доска  на полу, ходьба  приставным шагом)

Логопед: Вот мы и пришли на лесную поляну, здесь Мудрая Сова открыла свою птичью школу. Отгадайте, кто ученики школы:

3.Игра «Доскажи словечко».

Логопед:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит — плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это...   (
Птица)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?... (
Соловей)

В лесу под щебет и под свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись: ...  (
Дятел)

Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (
Грач)

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ….. (
Скворец)

Логопед: Каждая птица разговаривает по- особенному. Послушайте.  

(Дети слушают аудиозапись « Голоса птиц»  на магнитофоне).

Скажите мне, пожалуйста, кто как подает голос?

4.Игра «Кто как подает голос?».

Логопед: Как подает голос – кукушка?

Дети: Кукушка кукует.

Логопед: Как подает голос – гусь?

Дети: Гусь гогочет.

Логопед: Как подает голос – лебедь?

Дети: Лебедь трубит.

Логопед: Как подает голос – соловей?

Дети: Соловей поет.

Логопед: Как подает голос – аист?

Дети: Аист трещит.

Логопед: Как подает голос – журавль?

Дети: Журавль курлычет.

Логопед: Как подает голос – утка?

Дети: Утка крякает.

Логопед: Недавно, прилетев с юга, птички первым делом заняли свободные гнезда. Попробуйте догадаться, какая птичка живет в гнезде. А помогут вам в этом звуковые схемы.

5.Игра «Отгадай название птицы по звуковой схеме».

(Дети помещают картинки с перелетными птицами в гнезда, разгадав их названия по звуковым схемам).

Логопед: Но не всем птицам хватило гнезд. Многие из них разрушились во время зимы от сильного ветра, мокрого снега. Как мы с вами можем помочь птицам?

Дети: Мы можем подарить им скворечники!

Логопед: Давайте повесим ваши скворечники на березу.

(Дети вешают «скворечники», сделанные в виде аппликации на «березу).

Логопед: Мудрая Сова знает, что вы уже умеете читать, писать и просит вас помочь ей научить основам грамоты молодых птичек. Поможем, ребята?

Дети: Да! Поможем.

Логопед: Тогда проходите, пожалуйста, в класс и занимайте места за партами.

(Дети садятся за столы).

Логопед: Как и во всех школах, в птичьей школе много классов и много учителей. Отгадать, кто первый учитель, вам помогут волшебные клеточки.

6.Графический диктант  в тетрадях в крупную клетку «Лебедь».

Логопед: На первом уроке, птички решили написать короткий рассказ о весне. Давайте проверим, всё ли правильно они написали?

7.Игра «Путаница».

(Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).

Логопед: Наступил первый
весна день.                                                                         Дети:  Наступил первый весенний день.

Логопед: Дует теплый
весна ветер.                                                                                         Дети: Дует теплый весенний ветер.

Логопед: В небе светит яркое
весна солнце.                                                                 Дети: В небе светит яркое весеннее солнце.

Логопед: На полянах расцветают первые
весна цветы.                                                     Дети: На полянах расцветают первые весенние цветы.

Логопед: Все птицы поют
весна песню.                                                                          Дети: Все птицы поют весеннюю песню.

Логопед: Все живое радуется весне.

Логопед: Молодцы, ребята! Исправили все ошибки.

Логопед: А сейчас весёлая перемена!

8.Танцевальная композиция «Зверобика».

Логопед: Название второго учителя, Мудрая Сова зашифровала. Попробуйте, расшифровать его.

9.Игра «Шифровщик».

(Дети зачеркивают в тетрадях одинаковые буквы в ряду, выписывают слева – направо, оставшиеся. Получается слово – АИСТ).

Логопед: Ребята! Аист жалуется, что  ученики часто путают его с журавлем. И чтобы этого не происходило, он просит вас придумать слова, которые как можно точнее описали его внешность. И назвали, в чем же отличие его от журавля.

10. Игра «Какой?».

У Аиста длинный  клюв. Аист какой? – длинноклювый.

У Аиста красный клюв – аист красноклювый.

У Аиста черные глаза – аист черноглазый.

У Аиста длинная шея – аист длинношеий.

У Аиста широкие крылья – аист ширококрылый.

У Аиста длинные ноги –  аист длинноногий.

Логопед: Вы правильно описали внешность аиста. А чем же он отличается от журавля?

Дети:  У аиста клюв красный, а у журавля серый.

Логопед: Ребята! В птичьей школе, как и у вас, все места подписаны, чтобы птицы не путались. Но за время зимы, названия птиц на этих табличках смыло снегом и дождем. Помогите, пожалуйста, восстановить их.

11.Игра «Допиши буквы».

(Дети дописывают недостающие элементы букв,  в словах-названиях птиц).

12.Заключительный момент.

Логопед: Ребята! Все уроки в птичьей школе закончились, вы поделились с птичками своими знаниями, которые получили в детском саду. А впереди вас ждет школа, где вы узнаете еще очень много нового и интересного! Чтобы вы не забывали про птиц, Мудрая Сова дарит вам стихотворение, которое вы легко выучите по этой схеме. (мнемотаблица стихотворения).

Список использованной литературы:

  1. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2003.
  2. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  3. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Е.А. Алябьева. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие – Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Н.Э Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  6. Р.И.Отяпина «Расскажи мне, малыш!».