Авторская программа "Маленькие слова" (формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР)
рабочая программа по логопедии

Коссова Оксана Викторовна

Цель программы: Практическое усвоение детьми навыка употребления предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc614 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций, скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т.д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.

Также у большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением. Проблема коррекции нарушений предложно - падежных конструкций с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры, остается нерешенной до конца.

С учетом постоянного увеличения числа детей с общим недоразвитием речи проблема формирования навыка употребления предлогов и падежных форм существительных занимает важнейшее место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения остается актуальной. Несмотря на широкое использование дидактических игр в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются.

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

Данная проблема актуальна, так как наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающим пространственные отношения, являются предложно-падежные конструкции. Употребление предлогов с пространственным значением представляет для дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности.

Следовательно, проблему овладения предложно – падежными конструкциями необходимо решать в дошкольном возрасте.

С учётом этого была составлена парциальная программа на основе программ: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 — летнего возраста с общим недоразвитием речи», «Подготовка к школе детей с ОНР (второй год обучения)».

В разработанной коррекционно-развивающей системе, направленной на формирование навыка употребления падежных форм у детей с нарушениями речи систематизирован материал по данной проблеме: подобраны и апробированы различные типы игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, составлено перспективное планирование  по формированию предложно-падежных конструкций на материале дидактических игр с учетом закономерностей речевого развития. 

Данная система работы была охвачена в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста и имеет большую практическую значимость для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей-логопедов детских садов, родителей. Данный опыт работы может быть использован как часть занятия.

Цель: Практическое усвоение навыка употребления предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Формирование падежных окончаний единственного и множественного числа существительных в беспредложных и предложных формах.
  2. Совершенствование умений согласования существительных с прилагательными, местоимениями, числительными с зависимости от рода, числа и падежа.

  3. Формирование навыка свободного использования разнообразных предложно-падежных форм при выражении своих мыслей.

4. Развитие оптико-пространственных представлений.

Методы и приёмы формирования предложно — падежных конструкций.

Методы: 

  • Дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Словесные упражнения
  • Рассматривание картин
  • Пересказ коротких рассказов и сказок.

Методические приемы используемые при формировании предложно - падежных конструкций  

  • Образец
  • Объяснение
  • Сравнение двух форм
  • Повторение
  • Создание проблемной ситуации
  • Подсказ нужной формы
  • Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.

Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения - старшая и подготовительная группы.

В итоге логопедической работы дети могут:

  • слышать в речи окружающих предлоги и выделять их как отдельное служебное слово;
  • правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи;
  • составлять словосочетания и  предложения с использованием предлогов в соответствующих падежах;
  • формировать предложно - падежные конструкции в речевой практике;
  • научиться самостоятельно использовать предлоги для обозначения пространственного расположения предметов, совместности действия. Употреблять сложные предлоги.

Старшая группа

Тема

Форма работы

(тематика игр)

Цели и задачи

1.

2.

 

Сентябрь

Обследование.

Определение пространственного расположения предметов.

Диагностика.

Игра «Стройся»

Работа с предметами.

- Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Учить определять пространственное положение предметов.

3.

Октябрь

Предлог «на».

Игры: «Солнечный зайчик», «Незнайкины ошибки», «Найди дорожку» (лабиринт), «Где мы были, что видели».

- Познакомить детей с предлогом «на», его значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, его схемой.

- Научить слышать этот предлог в разговорной речи.

- Научить составлять предложения с предлогом «на» по двум опорным словам.

4.

 

 

5.

Ноябрь

Предлог «под».

Предлоги

«на» / «под».

Игры: «Куда закатился мячик», «Подними карточку», «История про зайчика», «Незнайкины ошибки», «Составь предложение».

Игры: «Будьте внимательны», «Маша-растеряша», «Наоборот», «Вставь пропущенный предлог», «Скажи наоборот»,

«Доскажи словечко», «Составь предложение»,

- Познакомить детей с маленьким словом «под», его  значением, указывающим направление движения, с вопросом куда; на место нахождения, с вопросом где.

- Учить слышать его в предложениях.

- Познакомить с его схемой.

Упражнять в правильном употреблении предлога «под» в речи.

- Учить различать значение предлогов «на» и «под», выделять и называть предлоги в разных предложениях;

- учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу,

добавлять в предложения пропущенный предлог.

6.

7.

Декабрь

Предлог «в». Сущ. в В.п. и П.п.

Предлоги «в»/»на».

Игры: «Расставь по местам», «Где был Незнайка», «Во что завернем подарок», «Где что покупают», «Где я увидел животное».

Дид. упр. «Подними нужную схему», «тетрадь Незнайки», «Путешествие в лес», «Составь предложение».

- Познакомить детей с предлогом «в» и его схемой.

- Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «в».

- Упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в винительном и предложном падежах.

- Учить детей различать предлоги «в» и «на», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже;

- Закрепить понимание и навык практического употребления в речи этих предлогов.

- Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.

8.

Январь

Предлог «за».

 Сущ. в Т.п. и В.п.

Дид. упр. «Волшебный кубик», «Репка».

- Учить детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах.

- Упражнять в составлении предложений по двум картинкам и заданному предлогу.

9.

10.

Февраль

Предлог около (у).

Родит. падеж сущ. в единственном числе.

Предлог «перед».

«Где что находится», «Маленькие слова», «Найди дорожку» (лабиринт), «Поймай предлог».

Игры: «Закончи предложение», «Незнайкины ошибки», «Составь предложение», «Наоборот», «Где стоит танкист…», «Что изменилось?».

- Познакомить детей с предлогами «около (у)», «перед», их значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, их схемами. - Научить слышать эти предлоги в разговорной речи.

- Научить составлять предложения с предлогами «около (у)», «перед», правильно употреблять их с существительными.

- Учить различать предлоги «перед» и «за», составлять предложение по двум опорным словам и схеме предлога.

11.

Март

Предлог «к».

Сущ. в Д.п.

Дид.упр. «Представлялки», «Подними нужную схему», «Составь предложение», «Вставь пропущенный предлог», «Волшебный мешочек», «Закончи предложение».

-Познакомить детей с предлогом «к» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «к» с существительными в дательном падеже, добавлять в предложения пропущенный предлог, составлять предложения.

12.

13.

Апрель

Предлог «от».

Сущ. в Р.п.

Предлоги

«от»/ «к».

 Сущ. в Д.п. и Р.п.

Игры: «Я - Колобок, Колобок», «Кто кого боится?».

Игры: «Скажи наоборот», «Хлопки», «Кто больше», «Подбери схему», «Составь узор», «Маленькие слова».

- Познакомить детей со значением предлога «от» и его схемой.

- Упражнять в правильном употреблении предлога с существительными в родительном падеже.

- Учить детей составлять предложения по схеме и предметной картинке.

- Учить детей различать предлоги «от» и «к».

- Упражнять в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

14.

15.

16.

Май

Обследование.

Предлог «по».

Сущ. в Д.п.

Контрольно-проверочное занятие по теме: «Предлоги».

Диагностика.

Игры: «Туристы», «Исправь ошибки Незнайки», «Вставь пропущенный предлог», «Составь предложение», «Путешествие», «По чему катится мяч»,»Волшебный мешочек», «Составь предложение».    

Игры: «Прятки», «Послушай и покажи», «Заколдованный принц», «Вставь предлог», «Подбери схему», «Составь предложение».

   

                   

           

- Выявить уровень  сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Познакомить со значением предлога «по» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «по» с существительными в дательном падеже.

- Уточнить понимание детьми предлогов: 'на', 'под', 'за', 'от', 'по', 'около', 'перед', 'к', 'у'.

- Закрепить правильное употребление этих предлогов ссуществительными в разных падежах.

Подготовительная группа

Тема

Форма работы

(тематика игр)

Цели и задачи

1.

2.

Сентябрь

Обследование.

Предлог «из».

Сущ. в Р.п.

Диагностика

Игры: «Пожар»,

 «Загадки Незнайки», «Ромашка».

- Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Познакомить детей со значением предлога «из» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже.

   

3.

4.

Октябрь

Предлог «с (со)».

Сущ. в Р.п.

Предлоги «из»/«с».

Игры: «Подними схему», «Ответь на вопрос», «Составь предложение».

Игры: «Вставь предлог», «Волшебный клубок», «Подарки ребятам», «Помоги Незнайке», «Придумай предложение».

- Познакомить детей со значением предлога «с» (со)» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог « с (со)» с существительными в родительном падеже.

- Учить детей составлять предложения с предлогом «с» только по двум предметным картинкам и схеме.

- Учить детей понимать разницу значений предлогов «из» и «с».

- Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «из», «с» и окончаний существительных родительного падежа.

   

5.

6.

Ноябрь

Предлог «над».

Сущ. в Т.п.

Предлог «над»/»под».

Игры: «Самолет», «Придумай предложение и составь его схему».

Игры: «Найди картинку», «Поймай слово», «Тетрадь Незнайки».

- Познакомить детей со значением предлога  «над» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже.

- Учить детей выделять предлог «над» и окончания существительных творительного падежа.

- Учить детей различать предлоги «над» и «под», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;

 -Внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения;

- Составлять схемы предложений;

- Ориентироваться на листе бумаги;

- Развивать воображение.

7.

8.

Декабрь

Предлог «из – под»

Сущ. в Р.п.

Предлоги «из-под»/ «из».

Игры: «Заяц под грибом», « Составь схему предложения», «Ошибки Незнайки»

Игры: «Фокусы», «Ошибки фокусника», «Составь предложение».

- Познакомить детей со значением предлога <»из-под « и его схемой.

- Упражнять в правильном употреблении предлога «из-под» с существительными в родительном падеже.

- Учить детей составлять предложение по схеме.

   

- Учить детей различать предлоги «из-под», «из», правильно употреблять их с существительными в родительном падеже.

-  Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.

   

9.

Январь

Предлог «из – за».

Сущ. в Р.п.

Игры: «Прятки», «Узнай домашних животных», «Составь предложение по схеме».

- Познакомить детей со значением предлога «из-за» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «из-за» с существительными в родительном падеже.

10.

Февраль

Предлоги «из-за»/ «из».

Игры: «Вопросы Откудайки», «Кто больше?», «Составь предложение по схеме».

-Учить детей различать предлоги «из-за» и «из» и правильно их употреблять.

- Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.

11.

Март

Предлог «между».

Сущ. в Т.п.

Игры: «Что изменилось?», «Вспомни сказку «Репка», «Порядок чисел».

- Познакомить детей со значением предлога «между» и его схемой.

- Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже.

12.

Апрель

Предлог «через»

Сущ. в В.п.

Игры: «Зайка - попрыгайка», «Составь предложение по представлению», «Выбери картинку».

-Познакомить детей со значением предлога «через» и его схемой.

- Учить детей правильно употреблять предлог «через» с существительными в винительном падеже.

13.

14.

Май

Обследование

Контрольно – проверочное занятие по теме: «Предлоги».

Диагностика

Игры: «Назови схему», «Дополни рассказ», «Выбери картинку», «Придумай предложение и составь его схему».

- Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи.

- Уточнить понимание детьми предлогов.

-  Проверить правильность употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.

- Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности формирования предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов :}• Формиро...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы....