Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи дидактических игр.(Обобщение педагогического опыта)
презентация по логопедии

Бердникова  Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи дидактических игр (обобщение педагогического опыта) Бердникова Т.А. учитель-логопед МБДОУ д\с №11 «Солнышко» Ковровский район

Слайд 2

У детей с ОНР предложно - падежные конструкции вызывают значительные трудности Предлог выпускается (с сохранением падежной формы и без нее ) Предлог есть , а падежная форма отсутствует Неправильное употребление предлога и падежного окончания Предлоги смешиваются

Слайд 3

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используется практический, наглядный и словесный методы обучения. Свою работу по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР я строила с учетом основных принципов: Принцип учета основных особенностей детей Принцип наглядности Принцип сознательности Принцип системности и последовательности Принцип доступности Принцип индивидуальности

Слайд 4

На занятиях с дошкольниками предусматриваются: упражнения на развитие понимания нужной падежной формы упражнения на практическое образование падежных форм практические упражнения со словосочетаниями или падежными конструкциями, содержащими форму соответствующего падежа упражнения на сопоставление различных падежей закрепление материала в дидактической игре или инсценировке

Слайд 5

При отборе учебного материала для работы со старшими дошкольниками с недоразвитием речи принималось во внимание степень его лексической, морфологической и фонетической трудности. Чтобы облегчить детям усвоение значения предлогов, вводились графические схемы, подбирался наглядный материал и упражнения с разными видами заданий.

Слайд 6

Нарушения предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: пропуск предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («по книжке» вместо «под книжкой») отсутствие предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке). неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака). неправильное употребление предлога и падежного окончания (Собака ест у миска). ошибки в понимании пространственных предлогов-антонимов (через - сквозь, из-за, из-под, над-под, от-к, за-перед)

Слайд 7

Основной базой опыта являются: Программа Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В.Туманова, С.А. Миронова, А.В.Лагутина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального сада» Исследования педагога Н.П.Рудаковой «Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» Конспекты занятий О.С . Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Слайд 8

Для достижения цели были определены следующие задачи: 1.Определить последовательность, работы по формированию предложно-падежных конструкций. 2.Составить перспективный план работы. 3.Сформировать методическое обеспечение - подбор пособий, упражнений, игр, наглядного материала. 4.Апробировать план работы по формированию предложно-падежных конструкций на практике. 5.Провести начальный и итоговый мониторинг формирования предложно - падежных конструкций у детей старшего возраста.

Слайд 9

П риемы: обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком; выяснение отношений между предметами на картинках; построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов; усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Слайд 10

Работа проводилась по следующим этапам: Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Формирование звуковых грамматических обобщений. Осознание словесного состава предложения.

Слайд 11

Результативность опыта была выявлена на основании начального и итогового мониторинга экспериментальной и контрольной групп. Заключительная фаза исследования включала серии заданий, в которые входили разнообразные лингвистические пробы: исследование оптико-пространственных функций определение уровня понимания предлогов, задания на изучение владения предложно-падежными формами во фразовой речи задания выявляющие уровень пространственных предлогов в связной речи.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели приходят на помощь"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей  страшего дошкольного возраста  с использованием логических блоков Дье...

Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Особенности формирования предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Публикация в сборнике научных статей по обобщению педагогического опыта)

В системе дошкольного образования в настоящее время формируются иуспешно применяются новейшие разработки, методики, технологии. Свведением Федерального Государственного образовательного стандартадошко...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»

В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...