Особеноости слухоречевой памяти у детей с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья ориентирована на особенности развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_anya_s.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

              ОСОБЕННОСТИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

  Нарушение памяти у детей с речевой патологией имеют вторичный характер, так как первичное нарушение речи может вызвать недоразвитие или нарушение процесса памяти, что проявляется в сужении объема запоминаемого речевого материала.

  При общем недоразвитии речи наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание в виду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы, следовательно, может специфично протекать процесс слухоречевой памяти.

   Как следствие всего этого у детей дошкольного возраста с ОНР словарный запас ограничен обиходно-бытовой лексикой, связная речь не развита.

   Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Связь между речевым недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития памяти.

   Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития 

  Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией. Для детей с общим недоразвитием речи  сформированность таких составляющих функционального развития речи, как зрительное восприятие и зрительно - предметная память, нарушения слухоречевой памяти. 

    У детей с речевыми расстройствами, данные процессы имеют некоторые отклонения от нормы: так, эффективность непроизвольного запоминания ниже, чем в норме, они плохо владеют приемами смыслового заучивания, плохо контролируют себя при воспроизведении заученного; недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении возможности вспомнить заученное.    

   Поскольку дошкольный возраст является особенно важным периодом для развития памяти, поэтому необходима ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной диагностики. Использование методики «Запоминания 10 слов» А.Р. Лурия направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности.

 Методика представляет собой, ряд коротких односложных слов, простых, разных по значению и не имеющих между собой обследование желательно проводить в полной тишине, в несколько этапов. Следуя рекомендациям методики, детям 6 лет с ОНР предлагался набор из семи слов. Далее обследование проводилось согласно инструкциям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

краткий экскурс в теорию памяти.  формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы...

Картотека игр для развития у детей слухоречевой памяти и внимания

Подборка игр для развития слухоречевой памяти и внимания...

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной  мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»...

Развитие слухоречевой памяти у детей с ОВЗ

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то ест...

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором страдают лексические, грамматические, фонетические компоненты языковой системы. В консультации собрана...