Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Евстафьева Юлия Сергеевна

Особое внимание при развитии связной речи у детей дошкольного возраста  следует уделить пересказу рассказа с опорой на серию сюжетных картин

            Рассказывание по серии сюжетных картин — традиционный метод работы с дошкольниками над структурой текста. Данный вид работы позволяет развивать правильное понимание лексической формы и содержания. Серия сюжетных картин играет роль наглядной модели повествования и мотивирует ребенка на поиск наиболее точных по смыслу языковых средств.

            Приобретению навыков грамотной развернутой монологической речи детей способствует составление рассказа по сериям сюжетных картин. Данная разновидность работы над связной речью дает возможность обучить ребенка выстраиванию сюжетной линию, формированию и закреплению представлений о композиции высказывания, поиску образных лексических средств.

Возрастные этапы обучения рассказыванию

  1. Младший возраст. (обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
  2. Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
  3. Старший возраст. Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
  4. Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.

Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.

Последовательность работы

Обучение анализу ситуации из опыта ребенка, из реальной жизни. Когда ребенок совершает какие-либо действия, можно предложить ему его рассказать о них. Примерные вопросы на данном этапе:

  • Что мы делаем сейчас?
  • Что делали до этого?
  • Что будешь делать, после того как…?
  • Зачем мы все это делали?

Подобным образом можно подвергать анализу причинно-следственные связи в сказках и детских рассказах, например из «Азбуки Толстого«.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.

Серия картинок для рассказывания. Тема  «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

Воробьева Составляем рассказ по серии сюжетных картин

            В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке. Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...