Неговорящий ребенок: причины недостатков речевого развития, основные проявления, роль специалистов в данном вопросе.
статья по логопедии

Сидорова Марина Александровна

  В педагогической практике любой педагог рано или поздно сталкивается с «неговорящими» детьми или такими, чья речь не понятна окружающим. Не спешите делать поспешные выводы о сложности дефекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchiy_rebenok.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Неговорящий ребенок:

причины недостатков речевого развития,

основные проявления,

роль специалистов в данном вопросе.

  В педагогической практике любой педагог рано или поздно сталкивается с «неговорящими» детьми или такими, чья речь не понятна окружающим. Не спешите делать поспешные выводы о сложности дефекта. Порой за акустической неразборчивостью скрываются легкие недостатки речи.

     Итак, ребенок посещает детский сад не первый месяц, и вы замечаете, что его речь значительно отличается от речи других детей. Педагогическое заключение о сложности дефекта может сделать только логопед, а в сложных случаях психолого-медико-педагогическая комиссия. Вы должны объяснить родителям, что данное состояние не пройдет, необходима квалифицированная коррекционная помощь. Родители в свою очередь должны обратиться к следующим специалистам: психоневрологу, педиатру, психологу и логопеду. Скорее всего, педиатр расширит круг специалистов.

     Недостатки речевого развития могут быть как первичным, так и вторичным дефектом.  В результате комплексного обследования может выясниться, что причиной недостатков речевого развития является нарушение слуха. В зависимости  от степени тугоухости ребенок может носить слуховой аппарат постоянно, временно или обходиться без него. Конечно, тотально глухие дети или дети с тяжелой степенью тугоухости должны посещать специализированный детский сад, потому что не смогут овладеть речью без специального обучения.  При общении с тугоухими  детьми необходимо соблюдать три правила. Во-первых, во время разговора не поворачиваться к ребенку спиной. Во-вторых, говорить четко на небольшом расстоянии. В-третьих, не говорить слишком громко, так как такие дети могут болезненно воспринимать очень громкие звуки.

      Довольно распространенной в последнее время стала временная задержка речевого развития. Малыш упорно молчит до 2-3 лет. При этом обращенную речь понимает в полном объеме. У него  выражена тенденция к спонтанному развитию. Характерны ошибки речи, свойственные детям  младшего возраста. Данное состояние достаточно трудно диагностировать. Детей с временной задержкой речевого развития  следует побуждать к высказываниям, создавая проблемные ситуации. Следует отметить, что у таких молчунов впоследствии речь развивается быстро и без коррекционных занятий. Речевая недостаточность компенсируется до поступления в школу.

     Недоразвитие речи характерно и для задержки психического развития. Стоит уточнить, что речевая патология в данном случае вторична.  Занятия с такими детьми должны быть направлены, прежде всего, на развитие мышления.  Для того чтобы такой ребенок мог усвоить программный материал, индивидуальная работа должна предшествовать фронтальной с целью подготовки к получению новых знаний. В таком случае ситуация успеха будет в некоторой степени уравновешивать низкий познавательный интерес.  Не стоит отказываться и от многократного закрепления материала в разных игровых ситуациях. Детям с  ЗПР значение слова нельзя объяснять посредством другого слова.  Предоставьте ребенку возможность потрогать, понюхать или произвести какое – либо действие с этим предметом.  Активно привлекайте таких воспитанников к играм для развития памяти, внимания, воображения, так как у них страдают все психические процессы.  От детей с общим недоразвитием речи  в первую очередь они отличаются достаточно сохранным звукопроизношением, но более низким уровнем развития мышления.

     В последнее время многочисленной стала  группа дошкольников с нерезко выраженным  общим недоразвитием речи.  Прежде всего, бросается в глаза  бедность их связной речи. Таким детям необходимо чаще практиковаться  в составлении рассказов и пересказе коротких текстов. Не оставляйте без внимания речевые ошибки, корректно исправляйте их.  В данном случае для успешного развития малыша достаточно занятий с логопедом на логопункте, активной позиции родителей  и повышенного внимания воспитателя.  

     Отдельную группу составляют дошкольники с общим недоразвитием речи I,II,III уровней.  У данной категории детей будут страдать все компоненты речи: звукопроизношение, грамматический строй, связная речь.  А вот мышление достаточно сохранно. Желательно посещение логопедической группы.  С такими воспитанниками следует чаще играть в словесные игры, заучивая образцы правильной речи с целью расширения словаря и коррекции грамматического строя. Не следует просить их первыми составлять рассказ или пересказывать текст. Пусть прослушают ответы более успешных в речевом отношении детей. После предоставьте возможность высказаться в полном объеме (если, конечно, не теряется нить рассуждений). Исправьте наиболее грубые ошибки. Попросите малыша повторить правильно.

     Особого внимания заслуживают дети с алалией.  При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях головного мозга. Степень проявления может быть различной: от полного непонимания даже обращенной речи до словесной «неловкости». Весь процесс становления речи происходит в условиях  патологического состояния центральной нервной системы. Дошкольники с алалией могут быть замкнуты, обидчивы, склонны к слезам, раздражительны.  Таким детям лучше посещать логопедическую группу. С ними нельзя разговаривать громко. Это приведет к обратному эффекту. У алаликов может быть повышенная чувствительность даже к шуму сминаемой бумаги, звуку капающей воды, тихому скрипу. Общаясь, прежде всего, старайтесь развивать понимание речи.  Общий смысл фразы они могут воспринимать легче отдельных слов. На эмоционально- игровом фоне следует пробуждать интерес к речи.

     Уважаемые педагоги! Помните, что компенсаторные возможности мозга в дошкольном возрасте достаточно высоки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка

Консультация для родителей и специалистов по развитию речи ребенка...

«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития  слова и фразы произносятся искаженно. Это ...

Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.

Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ...

7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...

Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...

Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: &l...