Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Услугина Ольга Николаевна

Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и  в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть жизни на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому, в настоящее время наблюдается острая потребность в работе с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель – логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в преодолении недостатков речевого развития ребенка.

Становление личности ребенка – сложный и многоуровневый процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию, поэтому очень важно, чтобы в семье был эмоциональный «комфорт»,прослеживалась глубокая любовь к детям, поскольку, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, с семьей.

Успешность коррекционно – воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и  в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть жизни на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому, в настоящее время наблюдается острая потребность в работе с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель – логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.

Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет»  свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же , как и взрослые. Именно поэтому важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную, четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребенка.

Но формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от психофизического развития ребенка, от состояния особенностей развития ребенка, от состояния его высшей нервной деятельности.

Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушения речи могут выражаться в неправильном произношении звуков, недоразвитии фонематического восприятия, бедности словарного запаса, нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети, физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, так же отстают нередко в речевом развитии.

Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

  • Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.
  •  Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка. Так, при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления.
  • Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.
  • При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения. Поэтому , родитель должен следить за здоровьем ребенка, укреплять его организм.

 Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: ознакомительные беседы, проведение индивидуальных консультаций, оформление логопедических стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым приемам и др.

Более подробно рассмотрим содержание форм совместной работы логопеда и родителей.

  1. Ознакомительные беседы логопеда.

На начальных этапах совместной работы логопеда с родителем необходимо провести беседу, в ходе которой дается разъяснение специфики логопедической работы, а именно: раскрываются задачи и содержание работы в течение всего периода обучения. Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых логопедом в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.  В процессе работы с родителями, логопед указывает , чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получал знания , вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к занятиям. Каждое занятие с ребенком систематически закрепляется родителями дома с опорой на индивидуальную тетрадь с заданиями.

  1. Сообщения на стендах – отражают сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме; сформированность звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются материалы по формированию звукопроизношения, связной речи у детей, которые периодически обновляются, приводится список рекомендуемой литературы.
  2. Индивидуальные беседы с родителями по вопросам тяжелого состояния речевого развития их детей. Важно в доступной и понятной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий преодоления данного дефекта. Коррекционно-оздоровительная работа родителей с ребенком по заданию логопеда, может включать следующие виды заданий:

-  артикуляционная гимнастика ;

-  пальчиковая гимнастика ;

         Необходимость развития моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Известный исследователь детской речи Кольцова М.М. отмечала, что «движения пальцев рук и исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…». Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, и вследствие этого  - развитию речевой функции. Работая над мелкой моторикой , у ребенка формируются не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и оказывается влияние на развитие речи, внимания, памяти.

        С целью развития мелкой моторики родители в игровой форме дома могут выполнять с ребенком различные задания:

  • Конструирование из кубиков , домиков, башен и т.д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  • Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, кубиков).
  • Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3  и 4. Первоначально складывают по образцу, затем  - по памяти.
  • Складывание из палочек , спичек, геометрических фигур, изображений , букв.
  • Обведений контуров предметных изображений.
  • Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  • Вырезывание цветных полосок , фигур по контурам.
  • Наматывание ниток на катушку, клубок.
  • Растегивание пуговиц,  зашнуровывание.
  • Работа с мозаикой.
  • Работа с пластилином.

 - дыхательные упражнения;

Дыхание является не только жизненно важной функцией, но и основой речи, поскольку речь образуется на фазе выдоха. Именно поэтому необходимо вести активную работу по развитию силы, длительности и плавности речевого дыхания. С этой целью родители могут предложить ребенку надуть воздушные шары и пустить их в небо; подуть на листья деревьев так, чтобы они отклонились и шелестели; задуть горящую в комнате свечу перед сном и т.д.( Упражнения «Сдуй снежинку», «Загнать мяч в ворота», «Прокати карандаш», «Листопад»)

- игры и упражнения на развитие высших психических функций;

« 4-ый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», « Найди различия» и т.д.

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье.

        

Список литературы:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. –М.: Просвещение. 1972. – 215 с.
2.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с. 
3.  
Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. – 1993. – №3. – С.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в развитии ребенка

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного р...

Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка

Консультация для родителей и специалистов по развитию речи ребенка...

Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"

Конспект родительского собрания поможет  педагогам в разработке и составлении  материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей...

Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».

laquo;Сценарий собрания»­­­­Цель: обеспечение условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:вовлечение родителей (законных пр...