Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"
методическая разработка

Тарасова Надежда Геннадьевна

Конспект родительского собрания поможет  педагогам в разработке и составлении  материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №27 «Рябинка»

Конспект родительского собрания в средней группе

 на тему:

          «Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».

Авторы:

Тарасова Надежда Геннадьевна, воспитатель

Безрукова Татьяна Сергеевна, воспитатель

Хохлова Наталья Сергеевна, воспитатель

г. Новочебоксарск, 2017

«Сценарий собрания»

Цель: обеспечение условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность по развитию речи детей;
  • познакомить родителей (законных представителей) с содержанием работы по речевому развитию. Ознакомить родителей (законных представителей) с различными видами игр по речевому развитию детей 4-5 лет.

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей №27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Подготовка:

  1. Познакомить родителей с темой собрания.
  2. Изучение литературы по данной теме.
  3. Разработка презентации «Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития».
  4. Подготовка материала.

Дидактические речевые игры, иллюстрационный материал.

Оборудование:

  • ИКТ - мультимедийная установка;
  • схема алгоритм рассказывания.

План проведения:

  1. Вступительная часть.

Тема: «Речь – основное средство общения».

  1. Практическая часть.
  • упражнение «Кокон»;
  • игры и упражнения для развития мелкой моторики;
  • пальчиковые игры и упражнения;
  • игры для развития речи детей.
  1. Заключительная часть.
  2. Вынесение проекта решения собрания.

Ход собрания.

Воспитатель:  

«Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Сегодня мы поговорим с Вами о развитии речи детей.

 Речь – один из наиболее мощных  факторов и стимулов развития ребёнка. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.

Речь – основное средство общения людей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека.

Поэтому, к развитию речи детей нужно отнестись серьёзно. Но не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто чаще играйте с ребёнком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию.

Уважаемые родители, предлагаю вам посмотреть упражнение «Кокон» (приглашается один из родителей)».

Цель – показать родителям ситуацию,  которая происходит во многих семьях.

«Взрослый  приходит домой, ребенок  хочет  поделиться своими впечатлениями  о прошедшем дне. Взрослый  говорит: «Не сейчас» (завязывается рот). Ребенок хочет чем-то помочь, вы отказываетесь (завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Взрослый  ругает его за топот (завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых.  Ребёнка опять  ругают (завязываются уши). Ребенок сидит и смотрит телевизор. Взрослый  заходит  и говорит, что уже пора спать (завязываются глаза).

Посмотрите, на что похож ребенок? - на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ребёнок развивается (обсуждение данной ситуации)?

Игра – основное занятие детей, их работа.

И вот сейчас, мы с вами, поговорим о том, в какие игры по развитию речи можно поиграть с ребёнком, что способствует ее развитию.

Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. У мелкой моторики есть очень важная особенность, она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, а объясняется это очень просто: в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу,  поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться».

Далее воспитатель перечисляет родителям список игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики:

  • Разрывание бумаги, этот процесс очень нравится детям, вызывая положительные эмоции.
  • Лепка, для нее хорошо подходит пластилин, глина, тесто.
  • Рисование и раскрашивание (карандаши подходят лучше всего).
  • Собирание мозаик и пазлов.
  • Вырезание.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
  • Игры со счётными палочками.
  • Застёгивание, расстёгивание и шнуровка
  • Аппликации.
  • Работа с бумагой, оригами, плетение.
  • Рисование на муке, манке.
  • Песочная терапия.

«Также очень хорошо способствует развитию речи детей формирование межполушарного взаимодействия. А как же мы его можем развить? Пальчиковыми играми и упражнениями, т. е. гимнастикой для мозга.

Гимнастика мозга – это средство развития интеллектуальных и речевых возможностей ребёнка. Мы сказали, что гимнастика для мозга – это пальчиковая гимнастика, вы проделывали её со своими детьми, когда играли в «Сороку-Белобоку», «Ладушки». Давайте посмотрим насколько хорошо у вас развито межполушарное взаимодействие, поиграем в эти игры. Чтобы использовали их для игр с детьми дома, предлагаем вам памятки «Использование речевых игр дома» (см. приложение 1).

Что же ещё способствует развитию речи? В первую очередь, это чтение книг, художественная литература является могучим,  действенным средством умственного,  нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Книги открывают и  объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, делают детские эмоции более насыщенными, развивают воображение.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.  Художественные произведения доносит до них взрослый, поэтому знание взрослым детской литературы, владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед взрослым, решившим прочитать ребёнку книжку или рассказать о прочитанном, стоит важная задача – прочитанное донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребёнка эмоциональным отношением к прочитанному.

Регулярное чтение ребёнку является залогом того, что он будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого,  чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к поискам новых знаний, формирует усидчивость. Помните о том, что книга должна соответствовать возрасту ребёнка.     Книга – друг ребёнка! А к друзьям надо относиться с любовью.

Многие родители согласятся с таким утверждением, что бывают ситуации, когда вы решили почитать ребенку или что-то рассказать, а он не хочет вас слушать, он занят чем-то другим. Как привлечь его внимание?  Принуждение к слушанию не даст никакой пользы, скорее, вызовет отвращение к чтению.

Существуют специальные приемы для привлечения внимания детей, поддержанию интереса к рассказыванию, чтению.

«Неожиданное начало». Общение с детьми может происходить в любой обстановке. Главное – эффект неожиданности, когда ребенок не ждет ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ или чтение новой книги.

«Ждали одно – получили другое». Если дети расшалились, не слушают взрослого, вместо традиционного способа – строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), взрослый, вдруг усаживает детей вокруг себя или рядом и начинает рассказ. Тема может быть любой, главное, заинтересованность.

«Не только делай, но и слушай». Когда ребёнок занят каким-то делом, например, рисует или лепит, взрослый начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное, тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети, это сделает рассказ не только интересным сообщением, но и нужной информацией.

Воспитанию интереса к книге и чтению, желания вновь открыть знакомую книгу и вспомнить ее содержание способствуют «Книжкины праздники».

Пригласите ребенка к книжной полке, возьмите в руки давно знакомую ему книгу и сообщите: «Знаешь, а у твоей книжки сегодня праздник. Сегодня исполняется год, как мы с тобой купили ее в магазине и она живет у нас на книжной полке. Давай сделаем для нее что-нибудь приятное, ведь она тебе нравится. Мы сейчас снимем ее с полки, полистаем ее странички, вновь посмотрим яркие картинки, вспомним ее героев, почитаем наши любимые места из этой книжки. Ей будет очень приятно, что мы ее любим и помним».

Любимым книжкам можно дарить подарки – это детские рисунки и поделки, выполненные по мотивам прочитанных произведений.

Также развитию речи детей способствует  заучивание  наизусть стихотворений. Для успешного заучивания детьми стихотворений, следует   использовать сочетание разных видов памяти: слуховой, зрительной, осязательной, двигательной, эмоциональной. Не используйте при заучивании наизусть только лишь многократное повторение текста, а превратите этот процесс в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Например:

  • игра «Громко – тихо». Ребенок одну строчку текста произносит громко, а другую - тихо;
  • игра «Быстро – медленно», когда одна строчка стихотворения произносится быстро, а другая – медленно;
  • игра «Говорим по очереди», когда одну строчку стихотворения произносит ребенок, а другую - взрослый, потом они меняются порядком строк.

Беседы с ребенком по содержанию стихотворения, разыгрывание его разными способами (драматизация, пальчиковые игры, диалог), выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить текст.

Уважаемые взрослые, помните, что главное для ребёнка – игра! Именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок осваивает такой важный вид деятельности, как  –речевая.

Какие же есть игры для развития речи детей, таких игр много, поговорим о некоторых из них.

Игры на обогащение «словаря» ребёнка:

  1. «Какие слова можно вытащить из супа, компота».
  2. «Назови вкусные слова? Кислые слова? Горькие слова»
  3. «Какая у нас посуда?» (из стекла – стеклянная, из дерева – деревянная, и т.д.)
  4. «Разные вопросы»  («Цепочка слов»).

Где растут листья? (на ветке), где растут ветки? (на дереве), где растут деревья? (в лесу).

  1. «Скажи наоборот» (антонимы).

Быстро – медленно, грустить – радоваться, большой – маленький.

  1. «Что можно делать с… С чем можно делать?»

Мячик можно отбивать ногой, ронять а ещё…; водой можно умываться, плескаться…

  1. «Опиши то, что видишь», «Расскажи как можно больше».

Дети средней группы знакомятся с термином «слово» и уточняют термин «звук». Для этого проводятся игры и упражнения: «Как слово звучит», «Найди первый звук»,  «Придумай слово на заданный звук», «Найди игрушку на заданный звук».

Для расширения активного словаря и правильного понимания слов используются следующие игры: «Лейка, утюг, молоток нужны для того, чтобы …», «Поливать можно…», «Гладить можно…», «Какое, что бывает?», «Что умеют делать ветер, вьюга, солнце?», «Идёт что? Кто?», «Лежит, льёт, бьёт что?».

Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети начинают осваивать построение связанного высказывания:

  1. «Закончи предложения» или «Я начну, а ты закончи»
  2. «Зачем тебе нужны …?»

Продолжается формирование навыков повествовательной речи. Для этого даются схемы составления связного высказывания (начало, середина, конец)».

Родители получают раздаточный материал, включающий примерные схемы для составления рассказов дома, а так же схемы-модели для моделирования сказок (см. приложение 2).

 «Во все эти игры можно играть по дороге в детский сад, в дороге, в машине, они не требуют никакой специальной подготовки.

Уважаемые родители! Помните о том, сколь велика ваша роль в обеспечении полноценного речевого развития вашего ребёнка, играйте и фантазируйте вместе с детьми. Совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие, ваши дети будут говорить красиво, правильно и вырастут успешными!»

Проект решения родительского собрания:

     1. Ежедневно использовать речевые игры предложенные воспитателем ( см. приложение 1).

  1. Дома придумать рассказ или сказку по схеме предложенной воспитателем  (см. приложение 2) и зарисовать её, чтобы  ребёнок мог рассказать её самостоятельно. Все «мини-книжки» будут выставлены на выставке «Я сочиняю сказки».

Литература:

1. Н. В. Дурова  Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. ( И опыта работы). М., «Просвещение», 1978. 112 с. с ил; 4 л. ил.

4. Скворцова И.В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007.-208 с.- (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

5. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н, Чернышова И.Н., Богданова Т.Л. Обучение дошкольников пересказу. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015.- 80 с.

6. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2016-208 с. (Развиваем речь).

7. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн./под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016- 192 с. – (Развиваем речь).

8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с. – (Развиваем речь).

9. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека воспитателя).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Использование речевых игр дома».

  • кисель из клюквы – … (клюквенный);
  • варенье из малины – … (малиновое);
  • суп из овощей – … (овощной);
  • шкаф для посуды – … (посудный);
  • ваза для сухарей (сахара, конфет, варенья, фруктов) – … (сухарница и т.д.)

«Что может быть?»

  • лёгким/тяжёлым;
  • толстым/тонким;
  • высоким/низким;
  • кислым/сладким;
  • солёным/горьким.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Схемы для составления рассказов дома,

схемы-модели для моделирования сказок».

Таблица 1 – Схема составления рассказа

Начало

рассказа

Середина

рассказа

Конец

рассказа

«Однажды»

Стали они…

 И тогда…

«Как-то раз»

Вдруг…

«Дело было летом» (зимой, весной, осенью, вечером, утром, днём )

Взяли звери…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Семья - здоровый образ жизни"

Цель: Создание положительного эмоционального настроя  у взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни....

Конспект родительского собрания «Семья глазами ребенка»

Материал для родительского собрания в старшем дошкольном возрасте....

Статья на тему "Взаимодействие воспитателя и семьи для обеспечения полноценного развития личности ребенка"

Моя статья  отображает одну из актуальных проблем во взаимодействии воспитателя и семьи...

Конспект родительского собрания " Семья за детство без опасности"

Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.  Еж...

Конспект родительского собрания. Семья на пороге школьной жизни.

Материал для родителей. Большой объём информации полезной и нужной не только для родителей о подготовке детей к школе, но и для самих детей....

Конспект родительского собрания "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Конспект родительского собрания "Семья на пороге школьной жизни ребенка"...

Конспект родительского собрания "Семья на пороге школы"

для подготовительной к школе группы...