Дидактический синквейн для развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР»
учебно-методический материал по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

       Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение инновационной технологии -  дидактический синквейн для развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР»  

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

     Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

     В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания.

      На помощь может прийти ещё одна инновационная технология -  дидактический синквейн.

     Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

     Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

      Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

     Эти способности очень востребованы в современной жизни.

     В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

     Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых  эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

-  Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например

1.Кукла

2.Красивая,любимая.

3.Стоит,сидит,улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5.Игрушка.

1.Машина

2.Быстрая,мощная.

3.Едет,обгоняет,тормозит.

4. Я очень люблю кататься.

5.Транспорт.

1.Дождь.

2.Мокрый,холодный.

3.Капает,стучит,льётся.

 4. Я не люблю дождь.

5.Вода

1.Заяц.

2.Белый,пушистый.

3.Скачет,прячется,боится.

 4. Я не видел зайца.

5.Дикие  животные.

      Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

владеть обобщением,

понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,

научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

согласовывать слова в предложении,

правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

     Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня речевого развития и служит средством оптимизации учебного процесса.

     Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

     Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

      Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

     Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

      Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от

составителя реализации практически всех его личностных способностей

(интеллектуальные, творческие, образные).

     Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощная азбука" Дидактический материал на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Данный дидактический материал содержит комплекс заданий и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также на развитие строя ре...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Использование дидактического синквейна для развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы часто сталкиваемся с трудностями в развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Пытаемся находить новые методы и спос...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Данные дидактические пособия разработаны и предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы сло...

Дидактические пособия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Данные дидактические пособия предназначены для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эти игры помогут детям освоить трудные формы словоизменения, с...

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста «Волшебные картинки»

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения зн...