Карточки по автоматизации звуков
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Ц

1.Словообразование по лексической теме „Посуда"

посуда для   вафель - вафельница                   конфет - конфетница                            хлеба - хлебница                    творога - творожница                торта - тортница салфеток - салфетница

посуда для     сахара – сахарница             сухарей – сухарница   соуса - соусница. салата – салатница                селёдки – селёдочница          чеснока - чесночница

супа – супница                       перца - перечница

для приготовления     гуся - гусятница            утки - утятница

   емкость для   чернил – чернильница    иголок - игольница    мыла — мыльница  булавок - булавочница             песка - песочница

2.Словообразование. Игра « Кто у кого? »

Кто мама?          у лисёнка ? – лисица          у волчонка ? — волчица

у медвежонка ? – медведица      у верблюжонка? - верблюдица

у орлёнка ? – орлица           у перепелёнка ? - перепелица

у тигрёнка ? — тигрица        у ослёнка? — ослица     у львёнка? - львица

З.Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям и качествам

как назовём женщину или девочку, если она:

показывает фокусы – фокусница              работает - работница

охотится – охотница             ухаживает за телятами — телятница

живёт на даче — дачница            ухаживает за птицами — птичница

рассказывает сказки — сказочница          продаёт молоко - молочница

продаёт цветы – цветочница         ходит на лыжах — лыжница

воспитывает детей – воспитательница              озорничает — озорница

ходит в школу – школьница     читает - читательница

мастерит – мастерица          поёт - певица

ленится — ленивица           учит детей — учительница

управляет самолётом – лётчица  дрессирует животных - дрессировщица

играет на барабане – барабанщица           работает на кране - крановщица

работает на экскаваторе - экскаваторщица

убирает помещения – уборщица          чинит часы - часовщица

работает в буфете – буфетчица             танцует — танцовщица

4. Словообразование существительных женского рода при

помощи суффикса - ИЦ.

Игра „ Кто она "

      Он                                             Она

укротитель                             укротительница

писатель                                  писательница

разведчик                                разведчица

стрелочник

пулемётчик

наладчик

садовник

огородник

буфетчик

художник

бетонщик

пильщик

каменщик

стекольщик

пасечник

водопроводчик

регулировщик

скотник

кровельщик

паркетчик

проводник

учитель

переводчик

железнодорожник

горнолыжник

колхозник

изобретатель

продавец

газовщик

сортировщик

5. Словообразование существительных женского рода,

обозначающих лиц по их действиям и качествам.

Если мальчик:                                                        то девочка:

Умник                                                               умница

Ученик                  первоклассник            отличник                скромник               проказник           затейник              выдумщик                  волшебник            странник         попутчик      обманщик         шутник           двоечник             модник          озорник      ленивец труженик          выпускник          воспитанник        виновник              баловник            племянник         напарник          ровесник          насмешник     хищник               покупатель               собиратель          мечтатель               слушатель           житель           зритель       спаситель            дошкольник        обидчик                                  жалобщик              обманщик



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

 ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «СЬ».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.

Автоматизация звука   СЬ

Карточка № 1

Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука СЬ.

Игра «Один -два – пять»

Сеть - две сети - пять сетей                    гусь - гуси - гусей

кисель - кисели — киселей                       лось - лоси - лосей

рысь - рыси -  рысей                                  селезень - селезни - селезней

семечко - семечки - семечек                     серёжка - серёжки - серёжек

сила - силы - сил                                        седина - седины - седин сирена - сирены - сирен                            синица - синицы - синиц

секунда - секунды – секунд                      сезон - сезоны - сезонов, сервиз - сервизы - сервизов                      сейф - сейфы - сейфов

Автоматизация звука   СЬ

Карточка № 2

Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука СЬ.

Игра «Один – все – много»

Один сервант – все серванты – много сервантов

символ - символы – символов         

 сифон - сифоны - сифонов

василёк - васильки - васильков    

сюрприз - сюрпризы - сюрпризов

сироп – сиропы -  сиропов                    

силуэт - силуэты - силуэтов

сердце - сердца - сердец                          

 седло - сёдла – сёдел            село - сёла - сёл

 Автоматизация звука   СЬ

Карточка № 3

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука СЬ.

Игра " Назови ласково ".

 сезон - сезончик                           сироп - сиропчик

сифон - сифончик                         василёк - василёчек

секрет – секретик                          силуэт - силуэтик

секунда - секундочка                    селёдка - селёдочка

сиделка - сиделочка                      середина - серединочка

сервант – сервантик                      сервиз – сервизик

синица – синичка                           семя – семечко

сито – ситечко                                сетка – сеточка

сила – силушка                              семья – семейка

Автоматизация звука   СЬ

Карточка № 4

Цель: научить ребёнка образовывать названия детёнышей от названий их родителей. Следить за произношением звука СЬ.

Игра "Кто у кого ".

У гусыни — гусёнок.

У лисицы — лисёнок.

У рыси - рысёнок.                                      

У крысы - крысёнок.

У ослицы - ослёнок.                                  

 У осетра - осетрёнок.

Но у свиньи - поросёнок.

Автоматизация звука   СЬ

Карточка № 5

Цель: научить ребёнка образовывать притяжательные и относительные прилагательные.

 Следить за произношением звука СЬ.

Игра "Чей? Чья? Чьё?".

Крылья гуся - гусиные.

 Хвост крысы - крысиный.

Хвост рыси - рысий.

Хвост лисы - лисий.

Икра осётра - осетровая.

Рога лося - лосиные.

Цвет василька - васильковый.

Лист осины - осиновый,

Лист сирени - сиреневый.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

 ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Ш».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.

Автоматизация звука   Ш.

Карточка № 1

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра: «Назови ласково»

дед - дедушка                         скворец - скворушка        

голова - головушка                рябина - рябинушка              

дубина - дубинушка              корова –коровушка

 борода - бородушка              дума - думушка

сторона - сторонушка            дядя - дядюшка

хозяйка - хозяюшка               изба - избушка

сова - совушка                       голубка - голубушка

горе - горюшко                      заяц - заюшка

погода - погодушка              гора - горушка  

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 2

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра: «Назови ласково»

зверь – зверюшка                      соловей — соловушка

поле - полюшко                        зима — зимушка

осина - осинушка                     трава — травушка

сосед – соседушка                    кума - кумушка

калина — калинушка               речка - речушка

воля — волюшка                     тётя - тётушка

ворона — воронушка              журавль - журавушка

камень - камушек                    медведь — медведюшка

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 3

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра: «Назови ласково»

лебедь - лебёдушка                        сирота — сиротушка

дочь – дочушка                              кровь — кровушка

перо — перышко                           зерно - зёрнышко

горло - горлышко                          крыло — крылышко

штаны - штанишки                        бревно - брёвнышко

лёд - ледышка                                плут - плутишка

трус - трусишка                             болтун - болтунишка

шалун – шалунишка                     пятно - пятнышко

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 4

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра: «Назови ласково»

солнце - солнышко               стекло - стёклышко

гнездо – гнёздышко              кол - колышек

воробей - воробышек           заяц - зайчишка

брат - братишка                    вор - воришка

сын - сынишка                      хвастун – хвастунишка

 ребро – рёбрышко               смех - смешок

жених - женишок                 верх - вершок

посох - посошок                  пух - пушок

ремень - ремешок                гребень - гребешок

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 5

Цель: научить ребёнка образовывать формы имена существительные женского рода от имён существительных мужского рода. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Кто она?»

Если    он,                                                              то она

великан                                                                великанша

почтальон                                                           почтальонша

библиотекарь                                                     библиотекарша

аптекарь                                                              аптекарша

атаман                                                                 атаманша

секретарь                                                            секретарша

гипнотизёр                                                         гипнотизёрша  

 Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 6

Цель: научить ребёнка образовывать формы имена существительные женского рода от имён существительных мужского рода. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Кто она?»

Если    он,                                                                    то она

киоскёр                                                                      киоскёрша

паникёр                                                                      паникёрша

жонглёр                                                                      жонглёрша

контролёр                                                                   контролёрша

костюмер                                                                    костюмерша

партнёр                                                                       партнёрша

билетёр                                                                       билетёрша

бухгалтер                                                                   бухгалтерша

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 7

Цель: научить ребёнка образовывать формы имена существительные женского рода от имён существительных мужского рода. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Кто она?»

Если    он,                                                                    то она

парикмахер                                                                 парикмахерша

командир                                                                    командирша

кассир                                                                         кассирша

кондуктор                                                                   кондукторша

миллионер                                                                  миллионерша

лифтёр                                                                        лифтёрша

банкир                                                                        банкирша

профессор                                                                  профессорша

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 8

 Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Один – все – много»

Один шар - все шары - много шаров                    

 шарф - шарфы – шарфов                        вершок - вершки — вершков                петушок — петушки - петушков

гребешок - гребешки — гребешков        шум - шумы — шумов

шуруп - шурупы – шурупов                    штык - штыки - штыков

шина - шины - шин                                   ширма — ширмы – ширм

ошейник - ошейники – ошейников                      

школьник — школьники — школьников

штурвал - штурвалы - штурвалов

Автоматизация звука   Ш.

Карточка № 9

 Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Один – два – пять»

Одна шахта – две шахты – пять шахт                  

машина - машины — машин                       шуба - шубы - шуб                                                    крыша - крыши — крыш                             калоша - калоши - калош                                         шляпа — шляпы — шляп                            шпала — шпалы — шпал                                        шпора - шпоры — шпор                              шутка - шутки — шуток                                        шаг — шаги -  шагов                                   мешок - мешки - мешков                                        горшок - горшки - горшков                        шут — шуты - шутов

вишня

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 10

 Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Один – все – много»

Один шкаф - все шкафы – много шкафов                          

штаб - штабы - штабов                     шланг — шланги — шлангов

 шлем — шлемы — шлемов            шпион - шпионы - шпионов

ландыш - ландыши – ландышей      камыш - камыши - камышей малыш - малыши – малышей           мышь - мыши - мышей

шмель - шмели - шмелей                

карандаш - карандаши - карандашей

детёныш — детёныши — детёнышей

мартышка - мартышки - мартышек

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 11

 Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Один – все – много»

Одна рубашка — все рубашки — много рубашек

ромашка - ромашки - ромашек            букашка — букашки — букашек крышка - крышки - крышек                 ракушка - ракушки - ракушек кукушка - кукушки - кукушек             опушка - опушки – опушек  ладошка - ладошки – ладошек            чашка - чашки - чашек  

кошка — кошки - кошек                     мошка — мошки — мошек крошка — крошки — крошек            катушка - катушки - катушек

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 12

 Цель: научить ребёнка образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Один – все – много»

Одна подушка - все подушки – много подушек

лягушка - лягушки - лягушек         пушка - пушки - пушек

окошко - окошки – окошек             рожок — рожки - рожков

дружок - дружки - дружков            пирожок — пирожки — пирожков

лужок ~~ лужки - лужков               флажок — флажки - флажков

бережок - бережки - бережков

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 13

Цель: научить ребёнка образовывать относительные прилагательные. Следить за произношением звука Ш.

Игра "Какой? Какая? Какое?".

Шаль из шёлка — шёлковая            Игрушка из плюша — плюшевая. Пальто из кашемира – кашемировое.  Шапка из шерсти — шерстяная. Варенье из вишни — вишнёвое.      Варенье из черешни - черешневое. Варенье из груши - грушевое.          Поле ромашек — ромашковое.

Мороженое с фисташками — фисташковое.

Каша из пшена - пшенная.          Конфета из шоколада — шоколадная, Булка из пшеницы - пшеничная.     Шалаш из камыша — камышовый. Цвет каштана - каштановый.           Доска для шахмат - шахматная. Молоко из порошка - порошковое.

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 14

Цель: научить ребёнка образовывать притяжательные  прилагательные. Следить за произношением звука Ш.

Игра "Чей? Чьи?".

 У лошади уши - лошадиные.

У мыши уши - мышиные.

Лапки лягушки - лягушиные или лягушачьи.

 Панцирь черепахи - черепаший

Крылья петуха - петушиные, шмеля – шмелиные.

Крылья кукушки – кукушечьи,  индюшки – индюшачьи.

Хвост ерша – ершовый.

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 15

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра " Назови ласково ".

шашка - шашечка                           кошка — кошечка        

крошка — крошечка                      избушка - избушечка      

 старушка — старушечка              катушка — катушечка

крышка — крышечка                    лепёшка - лепёшечка

рубашка - рубашечка                    лягушка - лягушечка

пешка — пешечка                         шишка – шишечка

 картошка - картошечка               подушка подушечка

игрушка - игрушечка                   пышка - пышечка

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 16

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука Ш.

Игра " Назови ласково ".

верхушка - верхушечка                букашка - букашечка

пташка - пташечка                        окошко — окошечко

кружка - кружечка                        бумажка - бумажечка

ножка - ножечка                           ложка - ложечка

книжка - книжечка                      фуражка ~ фуражечка

бедняжка- бедняжечка                кошка - кошечка

букашка – букашечка                  ромашка – ромашечка

подушка – подушечка                 шапка – шапочка

шуруп – шурупчик                       шайба – шайбочка

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 17

Цель: научить ребёнка образовывать образование превосходной степени имён прилагательных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Самый – самый»

Если он самый,                                       значит он

умный                                                    умнейший

крупный                                                крупнейший

чудесный                                              чудеснейший

вкусный                                                вкуснейший

скучный                                                скучнейший

дальний                                                дальнейший

глупый                                                 глупейший

храбрый                                              храбрейший

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 18

Цель: научить ребёнка образовывать образование превосходной степени имён прилагательных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Самый – самый»

Если он самый,                                           значит он

мудрый                                                    мудрейший

хитрый                                                    хитрейший

богатый                                                  богатейший

широкий                                                широчайший

крепкий                                                 крепчайший

слабый                                                   слабейший

живой                                                    живейший

новый                                                    новейший

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 19

Цель: научить ребёнка образовывать образование превосходной степени имён прилагательных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Самый – самый»

Если он самый,                                           значит он

малый                                                         малейший

тяжёлый                                                     тяжелейший

злой                                                            злейший

светлый                                                      светлейший

бледный                                                     бледневший

трудный                                                     труднейший

сложный                                                    сложнейший

грязный                                                     грязнейший

Автоматизация звука   Ш. 

Карточка № 20

Цель: научить ребёнка образовывать образование превосходной степени имён прилагательных. Следить за произношением звука Ш.

Игра «Самый – самый»

Если он самый,                                           значит он

огромный                                                   огромнейший

великий                                                      величайший

счастливый                                                счастливейший

прямой                                                       прямейший

славный                                                     славнейший

модный                                                      моднейший

важный                                                      важнейший

нежный                                                     нежнейший

полный                                                     полнейший



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука  Р

Карточка №  1

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

Рак – все раки - много раков                   урок - уроки – уроков

рыбак - рыбаки — рыбаков                    срок — сроки - сроков

парк — парки — парков                         верх — верхи – верхов

персик — персики — персиков             рынок — рынки — рынков рубанок — рубанки — рубанков           прыжок -  прыжки — прыжков шнурок — шнурки — шнурков              шар — шары - шаров

двор - дворы – дворов                              комар - комары - комаров

загар - загары – загаров                           хор — хоры — хоров

Автоматизация звука  Р

Карточка №  2

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

порт – все порты – много портов        мотор - моторы — моторов

парад - парады – парадов                     мороз - морозы - морозов

паром - паромы – паромов                   рассказ - рассказы - рассказов

баран - бараны – баранов                     актёр -  актёры - актёров

пионер — пионеры — пионеров         боксёр — боксёры - боксёров

самовар — самовары — самоваров    кран - краны — кранов

крот - кроты – кротов                           груз - грузы - грузов

мир - миры – миров                              пир - пиры — пиров

командир - командиры - командиров

Автоматизация звука  Р

Карточка №  3

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

Помидор – все помидоры – много помидоров

пассажир - пассажиры - пассажиров

мухомор - мухоморы - мухоморов

абажур - абажуры - абажуров

Пирог - пироги — много пирогов        рыжик - рыжики - рыжиков враг — враги — врагов                         круг - круги — кругов

фартук - фартуки - фартуков                барсук — барсуки — барсуков червяк - червяки - червяков

Автоматизация звука  Р

Карточка №  4

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

бобёр — все бобры – много бобров     ковёр — ковры — ковров костёр — костры — костров                 ветер - ветры - ветров

пар - пары - паров                                  топор - топоры - топоров

карп - карпы - карпов                            бор - боры - боров                   дар - дары — даров                               торт - торты - тортов

буран - бураны – буранов                     жираф - жирафы - жирафов народ - народы - народов                      раскат - раскаты - раскатов ураган - ураганы – ураганов                 пожар — пожары - пожаров шофёр — шофёры — шофёров

Автоматизация звука  Р

Карточка №  5

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

базар — все базары – много базаров      

шахтёр - шахтёры - шахтёров

графин - графины – графинов                  краб - крабы - крабов

фронт - фронты - фронтов                        грызун - грызуны - грызунов тир - тиры - тиров                                    

мундир - мундиры - мундиров

забор — заборы - заборов                        шнур - шнуры - шнуров

сыр — сыры — сыров                            

боксёр - боксёры — боксёров

герб - гербы - гербов                                

офицер - офицеры - офицеров         артист — артисты — артистов

Автоматизация звука  Р

Карточка №  6

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

монтёр - все монтёры – много монтёров

беркут — беркуты — беркутов              арбуз арбузы — арбузов карман — карманы — карманов            парус - паруса — парусов провод провода — проводов              сорт - сорта — сортов

тормоз — тормоза — тормозов              вечер — вечера — вечеров мастер - мастера — мастеров                  рукав — рукава — рукавов корм - корма - кормов                              орден - ордена - орденов повар — повара — поваров                    катер - катера - катеров директор - директора - директоров

Автоматизация звука  Р

Карточка №  7

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

муравей – все муравьи – много муравьев      

брат - братья — братьев                                ручей — ручьи – ручьёв                                карась - караси — карасей                            врач - врачи – врачей                                     бровь - брови – бровей                                  морж - моржи – моржей                      

 кирпич — кирпичи — кирпичей

простыня — простыни — простыней

карандаш - карандаши - карандашей

рубашка — рубашки — рубашек

Автоматизация звука  Р

Карточка №  8

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

перышко — все перышки — много перышек

крошка - крошки – крошек            кружка — кружки — кружек

крышка — крышки — крышек     мартышка — мартышки - мартышек

гора — горы — гор                        дыра — дыры — дыр

нора — норы – нор                        роза - розы - роз

раковина - раковины – раковин   ворона — вороны — ворон

радуга - радуги – радуг                дорога - дороги - дорог

сорока — сороки – сорок             рука - руки - рук

Автоматизация звука  Р

Карточка №  9

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»

роща – все рощи – много рощ                  рыба - рыбы - рыб

мера - меры — мер                                    рысь - рыси - рысей

грач — грачи — грачей                            борщ — борщи — борщей ёрш ~~ ерши - ершей                                гармонь -  гармони - гармоней груздь ~~ грузди - груздей                       гараж - гаражи - гаражей

баранка - баранки - баранок                    коробка - коробки - коробок расчёска — расчёски – расчёсок            краска - краски - красок

горка - горки - горок                                норка - норки - норок 

Автоматизация звука  Р

Карточка №  10

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Один – все – много»  

корка – все корки – много корок                  дырка – дырки -  дырок тёрка - тёрки – тёрок                                     мерка - мерки - мерок пробка - пробки -  пробок                             марка - марки - марок куртка — куртки — курток                          чурка — чурки — чурок доярка - доярки – доярок                              пара - пары - пар

фара - фары – фар                                          работа — работы — работ пирамида - пирамиды – пирамид                 ракета — ракеты — ракет

 рукавица - рукавицы - рукавиц

Автоматизация звука  Р

Карточка №  11

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  глаголов  от  имён существительных. Расширять  глагольный  словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Кто что делает?»

Рыбак (что делает?) рыбачит.             Продавец     продаёт.

Строитель    строит.                             Ворчун      ворчит.

Рассказчик   рассказывает.                  Сборщик    собирает. Фотограф    фотографирует.               Контролёр    контролирует. Тренер    тренирует.                            Драпировщик    драпирует. Конструктор    конструирует.            Фантазёр   фантазирует. Штукатур    штукатурит.                    Барабанщик    барабанит. Копировальщик   копирует.               Проектировщик   проектирует.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  12

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  глаголов  от  имён существительных. Расширять  глагольный  словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Кто что делает?»

Инсценировщик   инсценирует.               Сортировщик   сортирует. Грунтовщик   грунтует.                             Маркировщик   маркирует.

Притворщик   притворяется.                     Рабочий      работает.

Сторож    сторожит.                                    Грызун    грызёт.

Сварщик сваривает (металл).                    Странник     странствует. Уборщик     убирает.                                  Страховщик    страхует. Гастролёр    гастролирует.                         Гримёр    гримирует. Дрессировщик   дрессирует.                     Транспортёр    транспортирует.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  13

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  глаголов  от  имён существительных. Расширять  глагольный  словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Кто что делает?»

Гипнотизёр    гипнотизирует.                  Маскировщик   маскирует. Трубач    трубит.                                       Планировщик    планирует. Корректировщик   корректирует.      

Асфальтировщик   асфальтирует.           Фильтровщик    фильтрует.                    Полировщик    полирует.                          Гравировщик    гравирует.

Дирижёр     дирижирует.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  14

Цель:  Научить ребёнка  образовывать сложные слова из двух слов. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Если у человека длинная борода,    он длиннобородый,

седая борода – седобородый,          белая борода – белобородый,

чёрная борода – чернобородый, короткая борода – короткобородый.

Если у человека   чёрные брови, он чернобровый,

тонкие брови – тонкобровый.

Если у птицы длинные крылья, она длиннокрылая,

острые крылья — острокрылая,

пёстрые крылья — пёстрокрылая

 

Автоматизация звука  Р

Карточка №  15

Цель:  Научить ребёнка  образовывать сложные слова из двух слов. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Кофе варит (что?) - кофеварка.

сок варит – соковарка, лес рубит - лесоруб

трубы укладывает - трубоукладчик

рыбу ловит - рыболов

мусор возит - мусоровоз

мясо рубит - мясорубка.

дрова рубит – дроворуб

 груз поднимает - грузоподъёмник

трубы чистит - трубочист

ходит при помощи пара - пароход

Автоматизация звука  Р

Карточка №  16

Цель: Научить ребёнка образовывать относительные прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

 Сок из граната — гранатовый,        из арбуза – арбузный,

из груши – грушевый,                      из винограда – виноградный,

из моркови – морковный,                из фруктов - фруктовый

Торт из арахиса — арахисовый

Суп из картофеля — картофельный,    из гороха – гороховый.

Каша из геркулеса — геркулесовая.

Ветка ракиты – ракитовая, кедра — кедровая, вербы — вербная.

Костюм из велюра — велюровый.

Колготки из капрона - капроновые

Автоматизация звука  Р

Карточка №  17

Цель:  Научить ребёнка  образовывать относительные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Шарф из шерсти - шерстяной, из мохера – мохеровый.

Пальто из драпа – драповое, из кашемира – кашемировое.

Ложка из мельхиора – мельхиоровая.

Халат из махры - махровый.

Халат из парчи - парчовый

Шляпа из фетра - фетровая.

Пудра из сахара - сахарная.

Пирожное с сыром - сырное.

Парк для трамваев - трамвайный.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  18

Цель:  Научить ребёнка  образовывать относительные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Блузка из гипюра - гипюровая.

Рифы из кораллов - коралловые.

Варенье из брусники — брусничное, из черники – черничное,

 из персика – персиковое, из смородины – смородиновое,

 из крыжовника – крыжовенное, из барбариса – барбарисовое,

 из цитрусов - цитрусовое

Молоко из порошка - порошковое.

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлопья из кукурузы - кукурузные.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  19

Цель: Научить ребёнка образовывать относительные прилагательные. Расширять   словарь детей.  Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Джем из фруктов - фруктовый.

Запеканка из творога — творожная. Лист лавра — лавровый.

Поле ромашек - ромашковое.   Магазин продуктов — продуктовый.

Коробка из картона - картонная.   Труба из кирпича - кирпичная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.  Памятник из бронзы — бронзовый.

Кольцо с рубином - рубиновое, с сапфиром – сапфировое,

 с янтарём – янтарное.  Коньки на роликах – роликовые.

Зал для трона - тронный.  Куст роз — розовый.

Посуда, покрытая эмалью - эмалированная.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  20

Цель:  Научить ребёнка  образовывать притяжательные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

        Игра «Чей? Чья? Чьё?»        

У барана рога (чьи?) - бараньи, у коровы — коровьи.

Хвост крысы – крысиный, крокодила — крокодиловый

кролика — кроличий,  норки — норковый, выдры — выдровый.

зубра — зубровый.  бобра — бобровый,  моржа – моржовый,

зебры — зебровый,  барса – барсовый, кенгуру – кенгуровый, мартышки – мартышечий, рыси — рысий

Нора барсука — барсуковая, крота — кротовая

Автоматизация звука  Р

Карточка №  21

Цель:  Научить ребёнка  образовывать притяжательные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Крылья вороны - вороньи, сороки – сорочьи,  орла — орлиные,

 грача – грачиные, журавля – журавлиные, дрофы — дрофиные, воробья – воробьиные, дрозда – дроздовые, страуса — страусовые, скворца — скворцовые

Окрас тигра - тигровый.

Кислота муравья - муравьиная.

Хатка бобра - бобровая.

Плавники ерша — ершовые, осётра - осетровые

Лодка рыбака - рыбачья.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  22

Цель:  Научить ребёнка  образовывать названия детёнышей животных и птиц от названий их родителей. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра " Кто у кого? "

У вороны - воронёнок.                        У сороки - сорочонок.

У орла - орлёнок.                                 У журавля — журавлёнок.

 У страуса - страусёнок.                      У ерша - ершонок.

У карася - карасёнок.                          У барсука — барсучонок.

У крота - кротёнок.                             У рыси - рысёнок.

У жирафа - жирафёнок.                      У моржа — моржонок,

У верблюда — верблюжонок.            НО! у свиньи — поросёнок.

Автоматизация звука  Р

Карточка №  23

Цель:  Научить ребёнка  образовывать названия профессий человека от названий их действий. Расширять  глагольный словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра " Кем работает человек? Как называется его профессия? "

Работает на автокаре автокарщик.

Делает зеркала - зеркальщик. Убирает мусор - мусорщик.

Работает на эскалаторе – эскалаторщик, на элеваторе – элеваторщик, на экскаваторе – экскаваторщик.                                                    Управляет подъёмным краном - крановщик.

Кроет крышу кровлей - кровельщик.

 Играет на барабане — барабанщик.                                                                 Играет на трубе — трубач, играет на гармони — гармонист.                                                                    на рояле — роялист, на органе — органист

Автоматизация звука  Р

Карточка №  24

Цель:  Научить ребёнка  образовывать названия профессий человека от названий их действий. Расширять  глагольный словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра " Кем работает человек? Как  называется его профессия? "

Пишет статьи для журналов - журналист.

Оформляет паспорт - паспортист.

Трубы чистит — трубочист.

Кладёт паркет - паркетчик.

Управляет вертолётом - вертолётчик.                                                            Штукатурит стены - штукатур.

Занимается акробатикой - акробат.                                                            

Варит еду – повар.

 

Автоматизация звука  Р

Карточка №  25

Цель:   Расширять   словарь детей. Учить употреблять антонимы в речи. Следить за произношением звука  Р.

Игра " Скажи наоборот"

весёлый – грустный                        узкий – широкий                                      

злой -  добрый                                 белый - чёрный                                            

длинный —  короткий                    сухой - мокрый

смелый - трусливый                       робкий - храбрый                                        мягкий - твёрдый                            молодой - старый                                          

жаркий - морозный                         тупой - острый

плохой - хороший                          тусклый - яркий                                            медленный - быстрый                     весёлый - грустный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    тихий — громкий



Предварительный просмотр:

 Автоматизация звука  З

Карточка №  1

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  З.

Игра «Один – все – много»

Один зал – все залы - много залов                зуб - зубы - зубов

зонт - зонты - зонтов                                      завод - заводы - заводов забор - заборы - заборов                                загар - загары - загаров закат - закаты - закатов                                  засов - засовы – засовов

 занос - заносы - заносов                               сазан - сазаны - сазанов замок - замки - замков                                   поезд - поезда - поездов

стрекоза - стрекозы - стрекоз                        роза - розы – роз

Автоматизация звука  З

Карточка №  2

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  З.

Игра «Один – все – много»

Одна блуза – все блузы – много блуз            берёза — берёзы — берёз заноза — занозы — заноз                               коза - козы — коз

гроза - грозы — гроз                                       база - базы - баз

слеза — слезы — слез                                    затея - затеи – затей

запись - записи - записей                               пузырь - пузыри - пузырей ноздря - ноздри – ноздрей                             фазан - фазаны – фазанов

узор - узоры – узоров                                     газон - газоны - газонов дозор - дозоры – дозоров                               язык — языки — языков

Автоматизация звука  З

Карточка №  3

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  З.

Игра «Один – все – много»

Один лозунг – все лозунги - много лозунгов

размер — размеры — размеров

возраст — возрасты — возрастов

разрыв - разрывы - разрывов                     грызун - грызуны - грызунов

таз - тазы - тазов                                          газ - газы - газов

арбуз - арбузы - арбузов                             мороз - морозы - морозов

лаз - лазы – лазов                                         гнездо - гнёзда – гнёзд

 глаз - глаза — глаз                                      заяц — зайцы — зайцев

Автоматизация звука  З

Карточка №  4

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  З.

Игра «Один – все – много»

Одна зона – все зоны – много зон

заря - зори - зорь                               забор – заборы - заборов

забава - забавы - забав                      зонт – зонты - зонтов

азбука - азбуки - азбук                     заноза – занозы - заноз

засада - засады - засад                      замок – замки - замков

изба - избы – изб                               поезд – поезда – поездов

ваза – вазы – ваз                                воз – возы – возов

узор – узоры – узоров                       газон – газоны - газонов

Автоматизация звука   З

Карточка № 5

Цель: научить ребёнка образовывать формы имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Следить за произношением звука СЬ.

 Игра " Большой — маленький ".

Фазан -  фазанчик                         узор - узорчик

газон – газончик                           забор – заборчик

загар – загарчик                            сезон - сезончик

зонт — зонтик                              завод - заводик

зуб — зубик                                  закат - закатик

занос - заносик                             таз - тазик

арбуз — арбузик                          глаз – глазик

ваза – вазочка                               замок - замочек

Автоматизация звука  З

Карточка №  6

Цель:  Научить ребёнка  образовывать относительные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  Р.

Игра «Какое слово получится?»

Запонки из золота — золотые.            

 Лист берёзы – берёзовый, вяза — вязовый.

Сок арбуза - арбузный.                  Жало змеи – змеиное.

Хвост зайца — заячий, зубра – зубровый, зверя — звериный.

Небо в звёздах - звёздное.               Куст роз - розовый.

Цвет бирюзы — бирюзовый.         Хлопья из кукурузы — кукурузные. Рога козла — козлиные.                 Рог бизона — бизоновый.

Медаль из бронзы — бронзовая.   Клюв дрозда — дроздовый.

4.Словообразование путём сложения основ.

Зубы чистит — зубочистка. Змей ловит- змеелов.

Везде ходит - вездеход. Летит к звёздам — звездолёт. Бензин возит — бензовоз.

Воздух очищает — воздухоочиститель. Колонка с бензином - бензоколонка. Автоматически заправляет - автозаправщик. Груз поднимает - грузоподъёмник. Звёзды считает ~ звездочёт.

У человека большие глаза, он большеглазый.

голубые глаза — голубоглазый светлые глаза - светлоглазый ясные глаза - ясноглазый серые глаза - сероглазый зелёные глаза - зеленоглазый чёрные глаза - черноглазый узкие глаза — узкоглазый У человека редкие зубы, он редкозубый. мелкие зубы - мелкозубый белые зубы - белозубый острые зубы - острозубый

5.Словообразование, Игра " Большой - ещё больше

зал - залище зуб — зубище забор    заборище закат — закатище завод — заводище зонт - зонтище изба - избища занос - заносище засов - засовище

фазан - фазанище узор - узорище газон - газонище гнездо — гнездище дозор - дозроище слеза - слезища коза - козища сазан — сазанище стрекоза — стрекозища

-С-ЗЬ

мороз - морозище арбуз - арбузище таз - тазище воз - возище глаз - глазище рассказ - рассказище паравоз - паравозище карниз — карнизище



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Ж

/.Образование форм множественного числа именительного и родительного падежей имён существительных.

Жук - жуки - много жуков, жир - жиры - жиров жакет - жакеты — жакетов живот — животы — животов жираф - жирафы - жирафов абажур - абажуры — абажуров ужин - ужины — ужинов лыжник - лыжники - лыжников жилет - жилеты - жилетов

Ожог - ожоги ~ много ожогов, жгут — жгуты — жгутов жетон — жетоны — жетонов журнал — журналы — журналов пожар — пожары - пожаров лыжник — лыжники — лыжников рыжик — рыжики — рыжиков дождик - дождики - дождиков жонглёр - жонглёры - жонглёров

вожак - вожаки - вожаков

крыжовник - крыжовники - крыжовников

булыжник - булыжники - булыжников жаворонок - жаворонки - жаворонков

желудок — желудки — желудков

жаба - жабы - жаб жалоба - жалобы - жалоб лужа — лужи — луж пижама — пижамы — пижам жила — жилы .— жил жадина - жадины - жадин пружина - пружины — пружин

жеребёнок - жеребята ~~ жеребят журавлёнок - журавлята ~~ журавлят ежонок - ежата - ежат моржонок — моржата — моржат

медвежонок — медвежата — медвежат

желудь — желуди - желудей жердь - жерди - жердей журавль — журавли — журавлей

наживка - наживки — наживок жатка - жатки - жаток этажерка — этажерки ~ этажерок

ш - ж

нож - ножи - ножей

уж - ужи - ужей

ёж - ежи - ежей

морж — моржи - моржей

житель - жители - жителей

2*Словообразование. Игра " Большой - маленький ".

снег — снежок флаг - флажок шаг — шажок берег — бережок

друг - дружок утюг - утюжок

рог рожок пирог - пирожок творог - творожок сапог - сапожок луг - лужок круг — кружок

3. Словообразование. Игра " Кто у кого

У моржихи — моржонок. У ужихи - ужонок. У медведицы — медвежонок. У жирафа - жирафёнок.

У ежихи - ежонок.

У верблюдицы — верблюжонок,

У журавлихи — журавлёнок. Но у лошади - жеребёнок.

4.Образование относительных прилагательных.

Жилет из кожи - кожаный. Булка из ржи - ржаная. Конверт из бумаги - бумажный. Стол для журналов - журнальный. Край в тайге — таёжный. Ветер с юга - южный.

Жетон из железа - железный. Лужа после дождя - дождевая. Чай с жасмином - жасминовый. Шкаф для книг - книжный. Вагон для багажа - багажный. Икра из баклажана - баклажанная.

Варенье из крыжовника - крыжовенное, Куст можжевельника - можжевеловый,

5.Образование притяжательных прилагательных.

Иголки ежа - ежовые. Шея журавля - журавлиная. Горб верблюда - верблюжий. Рог носорога - носорожий.

Бивни моржа — моржовые.

Пух лебедя - лебяжий.

Клюв чижа - чижовый / чижиный.

Хвост бульдога - бульдожий.

Хвост ужа - ужовый / ужиный.

б.Словообразование путём сложения основ.

У человека белая кожа, он белокожий, чёрная кожа — чернокожий жёлтая кожа - желтокожий красная кожа - краснокожий тонкая кожа - тонкокожий толстая кожа - толстокожий

7. Игра " Назови ласково ".

абажур – абажурчик

журнал – журнальчик

 пожар — пожарчик

жетон - жетончик

крыжовник — крыжовничек

дождик - дождичек желток - желточек

желудок – желудочек



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

 ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.

Автоматизация звука Л

Карточка №  1

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Л.

Игра «Один – все – много»

  1. Лапа - лапы - много лап                  дело -  дела - много дел
  2. пила -  пилы – пил                           лампа - лампы -  ламп
  3. скала -  скалы - скал                        пчела - пчёлы - пчёл
  4. глаз - глаза – глаз                            калач - калачи -  калачей
  5. луч - лучи - лучей                             голубь - голуби – голубей
  6. лось - лоси – лосей                           локоть - локти – локтей
  7. лошадь - лошади - лошадей           ломоть - ломти - ломтей
  8. ложка - ложки - ложек                    кулак - кулаки -  кулаков
  9. салат - салаты – салатов                   халат - халаты - халатов

Автоматизация звука Л

Карточка №  2

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Л.

Игра «Один – все – много»

жёлудь - жёлуди – желудей            ландыш - ландыши - ландышей

тулуп - тулупы - тулупов                 вол - волы -  волов

 луг — луга – лугов                          бокал - бокалы – бокалов

 канал - каналы – каналов                пенал - пеналы - пеналов

обвал - обвалы – обвалов                 класс - классы - классов

глобус - глобусы – глобусов            палатка - палатки – палаток

 булавка - булавки - булавок           лодка - лодки - лодок

ласточка -  ласточки - ласточек  

Автоматизация звука Л

Карточка №  3

Цель: научить ребёнка образовывать  сложные  слова. Следить за произношением звука  Л. Образование прилагательных.

Игра  «Какой человек?»

У него большая голова, он большеголовый.                    

У него большой лоб - он большелобый, круглая голова – круглоголовый, твёрдый лоб - твердолобый

светлая голова -  светлоголовый, белый лоб - белолобый

белая голова -  белоголовый.

У него тёмные волосы — он темноволосый,

 светлые волосы – светловолосый,

длинные волосы – длинноволосый.

Автоматизация звука Л

Карточка №  4

Цель: научить ребёнка образовывать  сложные  слова. Следить за произношением звука  Л. Образование существительных.

Игра  «Как называется, если...?»

кофе мелет – кофемолка                                                      

при помощи тепла возит - тепловоз

молоко возит — молоковоз                                                  

рыбу ловит — рыболов

пчел разводит – пчеловод                                                    

пол трёт - полотёр

дробит камни – камнедробилка                                        

по луне ходит — луноход

лёд колет — ледокол                              

колонка для заправки бензином – бензоколонка

Автоматизация звука Л

Карточка №  5

Цель: научить ребёнка образовывать  относительные и притяжательные прилагательные. Следить за произношением

 звука  Л.

Игра  «Какой? Какая? Какие?»

Ложка из олова - оловянная. Шалаш из соломы - соломенный.

Платье из полотна - полотняное. Аллея из ёлок - еловая.        

Зал с колоннами - колонный. Ландыши на лугу — луговые.

 Кукла из пластмассы - пластмассовая.

Туфли, покрытые лаком - лакированные.

Дверь на балкон - балконная.

Шкатулка из малахита - малахитовая.

Рубашка из нейлона - нейлоновая.

Поле с хлопком — хлопковое.

Автоматизация звука Л

Карточка №  6

Цель: научить ребёнка образовывать  относительные и притяжательные прилагательные. Следить за произношением

 звука  Л.

Игра  «Какой? Какая? Какие?»

Лист с лавра – лавровый, с лаванды – лавандовый,

с гладиолуса — гладиолусовый, с яблони – яблоневый.

Сок из яблока - яблочный. Сок из лука - луковый.

Варенье из алычи – алычовое, из кизила – кизиловое.

 Крем из белка - белковый. Пакет из целлофана - целлофановый. Бутылка из пластика - пластиковая.

Кольцо из платины - платиновое.

Бусы из кораллов – коралловые.

Хвост крокодила – крокодиловый.

Автоматизация звука Л

Карточка №  7

Цель: научить ребёнка образовывать  относительные и притяжательные прилагательные.

 Следить за произношением звука  Л.

Игра  «Какой? Какая? Какие?»

Голова лошади – лошадиная,

голубя – голубиная,

глухаря – глухариная,

соловья – соловьиная,

лося – лосиная.  

Хвост буйвола — буйволовый,

слона — слоновый                                

 акулы — акуловый, волка – волчий.                                        

Автоматизация звука Л

Карточка №  8

Цель: научить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Следить за произношением звука  Л.

Игра «Назови ласково»

лапа — лапочка                     пила — пилочка                                   лавка — лавочка                   палатка - палаточка                          булавка — булавочка           лодка - лодочка

салат - салатик                      халат — халатик                                      лом — ломик                        лоб – лобик                                               глаз - глазик                          лось — лосик

тулуп - тулупчик                  калач - калачик

жёлудь - желудочек             голубь - голубочек                                локоть – локоточек              пчела - пчелка

Автоматизация звука Л

Карточка №  9

Цель: научить ребёнка образовывать глаголы прошедшего времени. Следить за произношением звука Л. Игра «Делай как я».

  Взрослый         Ребёнок               Взрослый                  Ребёнок

Я качнула

И я качнул

Я возила

И я возил

ущипнула

ущипнул

косила

косил

заняла

занял

купила

купил

меняла

менял

носила

носил

подняла

поднял

учила

учил

Автоматизация звука Л

Карточка №  10

Цель: научить ребёнка образовывать глаголы прошедшего времени. Следить за произношением звука Л. Игра «Делай как я».

Взрослый         Ребёнок               Взрослый                    Ребёнок

Я пела               и я пел                  Я зашила                   и я зашил

выбила             выбил                    выскочила                 выскочил

высадила         высадил                 обедала                      обедал

ужинала          ужинал                   считала                      считал

подметала       подметал                поднимала                 поднимал

сажала             сажал                      обулась                      обулся

боялась            боялся                    мылась                       мылся

обидела            обидел                   ненавидела                ненавидел

Автоматизация звука Л

Карточка №  11

Цель: научить ребёнка образовывать глаголы прошедшего времени. Следить за произношением звука Л. Игра «Делай как я».

  Взрослый         Ребёнок               Взрослый                  Ребёнок

Я вытащила       и я вытащил      Я выпустила              и я выпустил

вывела                вывел                  опаздывала                опаздывал

ставила               ставил                 чистила                      чистил

покупала            покупал              помогала                    помогал

читала                 читал                  оделась                      оделся

смеялась             смеялся              купалась                    купался

Автоматизация звука Л

Карточка №  12

Цель: научить ребёнка образовывать глаголы прошедшего времени. Следить за произношением звука Л. Игра «Делай как я».

 Взрослый         Ребёнок               Взрослый                  Ребёнок

   

Я пела

ела

И я пел

ел

Я выспалась

топала

И я выспался

топал

села

была

сел

был

падала

забыла

падал

забыл

вела

жила

вёл

жил

катала

кинула

катал

кинул

шла

забыла

шёл

забыл

сыпала

бежала

сыпал

бежал



Предварительный просмотр:

мп

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

 ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «ЛЬ».

ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ.

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  1

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  ЛЬ.

Игра «Один – все – много»

Один люк  - все люки - много люков

шлем - шлемы - шлемов

плед - пледы - пледов

дельфин - дельфины - дельфинов

хлеб - хлеб - хлебов

палец - пальцы - пальцев

кольцо - кольца - колец

липа - липы – лип

тополь - тополя - тополей

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  2

Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Ль.

Игра «Один – все – много»

Один соболь – все соболя - много соболей

олень - олени - много оленей

ель - ели - елей

тюлень - тюлени - тюленей

лебедь - лебеди - лебедей

мель - мели – мелей

 боль - боли - болей

соль - соли - солей

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  3

 Цель:  Научить ребёнка  образовывать формы  множественного числа  именительного и родительного падежей  имён существительных. Следить за произношением звука  Ль.

Игра «Один – все – много»

Один ноль – все ноли – много нолей

 шмель - шмели - шмелей

кисель - кисели - киселей

метель - метели - метелей

плечо - плечи - плеч

лента – ленты - лент

коляска – коляски – колясок

лес – леса – лесов

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  4

 Цель:  Научить ребёнка  образовывать названия детёнышей животных и птиц от названий их родителей. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  ЛЬ.

Игра " Кто у кого? "

У лисы - лисёнок

У льва -  львёнок.

У козы -  козлёнок.

У орла - орлёнок.

У белки -  бельчонок.

У осла  - ослёнок.

У оленя - оленёнок.

У тюленя - тюленёнок.

Но у курицы - цыплёнок.  Но у коровы - телёнок.

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  5

 Цель:  Научить ребёнка  образовывать притяжательные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  ЛЬ.

Игра «Чей лист? »

Лист клёна – кленовый, калины - калиновый

липы – липовый, малины - малиновый

лимона - лимоновый

картофеля - картофельный

Игра «Какой сок?»

Сок клюквы -  клюквенный, малины – малиновый,

земляники - земляничный

апельсина – апельсиновый

 сливы - сливовый

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  6

 Цель: Научить ребёнка образовывать относительные прилагательные. Расширять   словарь детей.  Следить за произношением звука  Р.

Игра  «Какой? Какая? Какие?»

Отдых летом — летний.

Пух тополя — тополиный.

Ложка из мельхиора — мельхиоровая.

Коньки на роликах — роликовые.

Цвет василька - васильковый.

Масло пальмы - пальмовое.

Масло из оливок - оливковое

Каша из геркулеса - геркулесовая,

Фигура изо льда — ледяная, а покрытие изо льда - ледовое.

Автоматизация звука ЛЬ

КАРТОЧКА  №  7

Цель:  Научить ребёнка  образовывать притяжательные

прилагательные. Расширять   словарь детей. Следить за произношением звука  ЛЬ.

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Глаз сокола - соколиный,

 Мех соболя - соболиный, лисы - лисий.

Мех белки – беличий, кролика - кроличий.

Шея лебедя — лебединая, а пух лебедя - лебяжий.

Крылья шмеля - шмелиные, пчелы - пчелиные.

Грива льва -  львиная, уши осла – ослиные.

 Лапки лягушки - лягушачьи или лягушиные

Клюв орла – орлиный, перепела – перепелиный, клеста - клестовый

Хвост козла козлиный, леопарда - леопардовый.



Предварительный просмотр:

1.Образование сложных слов.

У него рыжие волосы  - он рыжеволосый

седые волосы

 светлые волосы

тёмные волосы

 длинные волосы

пышные волосы

русые волосы

У него нет голоса

сладкий голос громкий голос звонкий голос тонкий голос хриплый голос

У него большой нос горбатый нос кривой нос узкий нос длинный нос острый нос толстый нос

У него рыжие усы нет усов

седые усы длинные усы чёрные усы

он рыжеволосый седоволосый светловолосый темноволосый длинноволосый пышноволосый русоволосый

он безголосый сладкоголосый громкоголосый звонкоголосый тонкоголосый хриплоголосый

он большеносый горбоносый кривоносый узконосый длинноносый остроносый толстоносый

он рыжеусый безусый седоусый длинноусый черноусый

2. Игра «Скажи одним словом»

пыль сосет - пылесос овощи режет - овощерезка хлеб режет - хлеборезка воду возит - водовоз листья падают - листопад сам катается — самокат по снегу катит - снегокат

сам сваливает груз - самосвал сок выжимает - соковыжималка

сам летает - самолёт  

мусор возит - мусоровоз

снег падает — снегопад

по снегу ходит - снегоход

3. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

играет в шашки — шашист играет на баяне — баянист играет на пианино — пианист играет на флейте - флейтист играет в волейбол. — волейболист играет в хоккей — хоккеист играет в теннис ~ теннисист едет на машине - машинист едет на тракторе - тракторист едет на велосипеде - велосипедист едет на мотоцикле - мотоциклист делает массаж — массажист

играет в шахматы — шахматист играет на аккордеоне - аккордеонист играет на гитаре - гитарист играет на гармони - гармонист играет в баскетбол - баскетболист играет в футбол - футболист играет в бейсбол - бейсболист водит такси таксист водит автомобиль - автомобилист водит танк — танкист рисует пейзаж - пейзажист скандалит - скандалит

4. Игра «Кто        ?» Если он парашютист, то она парашютистка.

флейтист — флейтистка шахматист - шахматистка тракторист - трактористка паспортист - паспортистка баскетболист — баскетболистка телефонист — телефонистка таксист - таксистка велосипедист - велосипедистка пейзажист — пейзажистка массажист — массажистка скандалист -скандалистка мотоциклист -мотоциклистка волейболист - волейболистка авиамоделист — авиамоделистка аквалангист -- аквалангистка биатлонист - биатлонистка картингист - картингистка ватерполист - ватерполистка артиллерист - артилеристка портретист - портретистка

пианист - пианистка фигурист - фигуристка роялист — роялистка органист — органистка шашист - шашистка гитарист - гитаристка теннисист - теннисистка хоккеист - хоккеистка лицеист - лицеистка гимназист - гимназистка журналист - журналистка футболист -футболистка машинист — машинистка судомоделист-судомоделистка слаломист - слаломистка парашютист — парашютистка гандболист — гандболистка кавалерист - кавалеристка авангардист - авангардистка каратист - каратистка

5.Словообразование относительных прилагательных,

согласование с существительными.

Суп с фасолью - фасолевый.

Сок из свеклы ( какой ?) - свекольный из ананаса - ананасовый из абрикоса — абрикосовый из сливы - сливовый из кокоса — кокосовый из смородины - смородиновый

Ветка сосны (какая ?) - сосновая.

Халва из арахиса - арахисовая

Посуда из стекла - стеклянная.

из пластмассы — пластмассовая

из пластика - пластиковая

из хрусталя — хрустальная

с мясом — мясной с капустой - капустный с рисом — рисовый

Платок из батиста - батистовый.

из сатина - сатиновый

Цветы в саду — садовые, Цветок кактуса - кактусовый, Крем из сметаны - сметанный. Каша из геркулеса - геркулесовая. Поделка из пластилина -- пластилиновая

Образование притяжательных прилагательных.

Голова совы ( чья ? ) - совиная, соболя - соболиная сокола - соколиная ястреба — ястребиная соловья ( чья ? ) — соловьиная осла - ослиная стрекозы - стрекозиная сороки - сорочья

Голова скворца - скворцовая . клеста — клестовая аиста - аистовая страуса - страусовая слона — слоновая сурка — сурковая барсука - барсуковая барса - барсовая

б.Образование слов с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов.

сад - садик салат - салатик самокат — самокатик салют — салютик

самолёт - самолётик секрет — секретик сюрприз - сюрпризик

кусок - кусочек песок - песочек

лесок — лесочек висок - височек

сазан - сазанчик саксофон - саксофончик салон - салончик самовар - самоварчик самосвал - самосвальчик скандал — скандальчик скорпион - скорпиончик санитар - санитарчик сапфир — сапфирчик сарафан - сарафанчик светофор - светофорчик сруб - срубчик

23

скамейка салфетка скатерть -сковорода -скорлупа снежинка сосулька

- скамеечка

- салфеточка

- скатерочка

-сковородочка

- скорлупочка

- снежиночка

- сосулечка

колосок - колосочек носок - носочек свёрток - свёрточек голосок – голосочек

брусок - брусочек

сувенир - сувенирчик

волосок - волосочек

7.Образование форм множественного числа именительного и

родительного падежей существительных.

Лиса — лисы — много лис. Нос — носы - много носов,

коса — косы — кос ус — усы - усов

роса - росы - рос сок - соки - соков

оса - осы — ос сад — сады — садов

колбаса - колбасы - колбас сом - сомы - сомов

полоса — полосы - полос сыр — сыры — сыров

волос - волосы - волос суп - супы - супов

 суд - суды - судов

кусок - куски - кусков сокол - соколы соколов

песок - пески - песков стол- столы - столов

носок - носки — носков стакан — стаканы — стаканов

брусок — бруски — брусков старик ~~ старики — стариков

каска — каски — касок

миска — миски — мисок

маска - маски - масок киска — киски - кисок

слово - слова - слов лес — леса — лесов место - места - мест стул — стулья — стульев

масло - масла - масел кресло - кресла - кресел парус - паруса - парусов

лист - листья - листьев

Тема «ПОСУДА» С-Ц

Сковородка - сковородки - много сковородок,

скороварка - скороварки - скороварок

кастрюля — кастрюли - кастрюль

солонка - солонки - солонок

сахарница — сахарницы — сахарниц

соусница - соусницы — соусниц

супница - супницы - супниц

салатница — салатницы - салатниц

8.Приставочный способ словообразования.

варить – сварить

мазать — смазать рисовать - срисовать мять - смять писать - списать вести - свести пилить - спилить

ходить - сходить петь - спеть клевать  склевать мести - смести крыть - скрыть плести - сплести кинуть - скинуть

клеить - склеить вязать - связать летать - слетать катать - скатать нести - снести печь - спечь тянуть - стянуть



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Ч

1.Словообразование существительных при  помощи суффикса

ЧИК

Игра : «Назови ласково»

Забор - заборчик                                            Шкаф - щкафчик

Стакан - стаканчик                                        Блин - блинчик

Трамвай - трамвайчик                                   Костюм - костюмчик

Стул — стульчик                                           Вагон — вагончик

Суп - супчик                                                  Диван — диванчик

Альбом — альбомчик                                  Барабан - барабанчик

Чемодан - чемоданчик                                 Карман - карманчик

Тюльпан - тюльпанчик                               Фонтан - фонтанчик

Сарафан - сарафанчик                                Магазин - магазинчик

Мандарин — мандаринчик                        Апельсин — апельсинчик

Графин ~- графинчик                                 Кувшин - кувшинчик

Вагон - вагончик                                        Бидон — бидончик

Флакон - флакончик                                   Балкон - балкончик

Талон - талончик                                               Баллон - баллончик

Лимон - лимончик                                            Батон - батончик

Узор - узорчик                                                  Забор - заборчик

Помидор - помидорчик                                    Коридор - коридорчик

Мотор ~~ моторчик                                         Абажур - абажурчик

Баклажан – баклажанчик

2. Словообразование при помощи суффиксов ОЧК, ЕЧК.

Игра «Скажи ласково»  

Аня - Анечка                  Оля - Олечка                 Ваня — Ванечка                           Таня — Танечка            Валя - Валечка              Соня – Сонечка                                Дима — Димочка         Нина — Ниночка           Марина - Мариночка                            Галя — Галочка           Поля - Полечка                Яна - Яночка                                 Вова — Вовочка          Рома - Ромочка               Артём – Артёмочка                      Саша - Санечка            Рая - Раечка

5. Словообразование отчеств мужского рода

У Глеба сын Глебович

У Ивана — Иванович

У Романа - Романович

У Петра - Петрович

У Степана - Степанович

У Андрея - Андреевич

У Сергея - Сергеевич

У Анатолия - Анатольевич

У Якова - Яковлевич

У Михаила. - Михайлович

У Фёдора — Фёдорович

У Ильи - Ильич

У Владимира — Владимирович

У Александра - Александрович

У Алексея — Алексеевич

У Николая - Николаевич

У Василия - Васильевич

У Юрия - Юрьевич

У Бориса — Борисович

У Льва - Львович

У Максима - Максимович

У Антона — Антонович

У Павла - Павлович

У Геннадия - Геннадьевич

У Константина - Константинович

У Дениса — Денисович

У Валеры — Валерьевич

У Данилы - Данилович

У Виктора — Викторович

У Евгения - Евгеньевич

Игра Кто у кого "

У грача - грачонок У зайца — зайчонок У галки - галчонок У волка - волчонок У скворца - скворчонок У барсука - барсучонок У белки - бельчонок. У кролика - крольчонок

5.Словообразование существительных от суффикса ЕЧК.

Игра «Назови ласково»

балалайка - балалаечка лазейка - лазеечка скамейка - скамеечка копейка - копеечка двойка — двоечка слойка - слоечка

лейка - леечка наклейка - наклеечка линейка - линеечка канарейка — канареечка койка — коечка тройка - троечка

чередование Ж-Ч

бумажка - бумажечка серёжка - серёжечка ложка — ложечка кружка — кружечка

фуражка- фуражечка книжка - книжечка ножка - ножечка бедняжка - бедняжечка

чередование Ш - Ч

рубашка - рубашечка пташка — пташечка чашка - чашечка лепешка - лепешечка шишка — шишечка брошка — брошечка подушка — подушечка катушка — катушечка

букашка - букашечка чашка — пташечка шашка - шашечка мальчишка ~~ мальчишечка кошка — кошечка картошка — картошечка ватрушка - ватрушечка крышка -крышечка

суффикс ОК

башмак — башмачок колпак — колпачок колпак — колпачок воротник — воротничок волк - волчок чеснок — чесночок жук — жучок внук - внучок язык - язычок крюк - крючок хомяк — хомячок толстяк — толстячок

знак - значок родник — родничок родник — родничок старик - старичок бок - бочок паук - паучок каблук — каблучок бык — бычок шашлык - шашлычок червяк - червячок моряк - морячок бак - бачок

6.Словообразование при помощи суффикса ОЧК.

ошибка — ошибочка

тумба — тумбочка улыбка — улыбочка булавка - булавочка звезда — звёздочка лодка - лодочка грядка ~~ грядочка коза - козочка палка -палочка белка - белочка иголка - иголочка полка — полочка шкатулка - шкатулочка бутылка. - бутылочка ванна - ванночка лампа - лампочка тряпка тряпочка

клумба - клумбочка коробка —коробочка юбка — юбочка верёвка — верёвочка сковородка — сковородочка будка — будочка ваза - вазочка блуза - блузочка ёлка - ёлочка тарелка — тарелочка заколка — заколочка булка - булочка посылка - посылочка рамка - рамочка шапка - шапочка кнопка — кнопочка ваза - вазочка

чередование Ц-Ч

пуговица - пуговичка

половица — половичка

таблица — табличка

теплица - тепличка

пшеница  - пшеничка

синица – синичка

 сестрица - сестричка

частица — частичка

луковица — луковичка

певица - певичка

водица - водичка

петлица – петличка

 страница - страничка

единица - единичка

ресница - ресничка

лисица — лисичка

вещица - вещичка

Игра „ Кто она "

Если он рыбак,                    то она рыбачка.

моряк

богач

                морячка богачка

казак

казачка

чудак

чудачка

ловкач

ловкачка

силач

силачка

скрипач

скрипачка

8.Словообразование существительных по теме : «Профессии».

Кто он, если, он :

работает в буфете - буфетчик

ткёт ткань - ткач

работает на пасеке - пасечник

кладёт печь - печник

водит самолёт - лётчик

учит детей - учитель

трубит - трубач

переводит с одного языка на другой - переводчик

9.Образоеание сложных слов.

работает на почте — почтальон

 ухаживает за птицей — птичник

 кладёт паркет - паркетчик

переплетает книги — переплётчик

 играет на скрипке - скрипач

учится - ученик

трубы проводит - трубопроводчик

газ проводит — газопроводчик

трубы укладывает – трубоукладчик

 от снега очищает — снегоочиститель

 воздух очищает – воздухоочиститель

 картофель чистит - картофелечистка

воду проводит - водопроводчик

пути обходит - путеобходчик

овощи чистит - овощечистка

зубы чистит - зубочистка

пчёл разводит    пчеловод

трубы чистит — трубочист

.Образование относительных прилагательных.

Паштет из печени — печёночный. Сок из брусники - брусничный. Настойка из чеснока - чесночная. Сковорода из чугуна — чугунная. Чайник из металла - металлический, Салат из редиски — редисочный. Варенье из земляники - земляничное. Варенье из алычи - алычовое.

Напиток из чая - чайный. Кисель из черники - черничный. Дом из кирпича — кирпичный. Чайник для заварки - заварочный. Набор для подарка — подарочный. Часы из песка - песочные. Халат из парчи - парчовый. Порошок из яиц - яичный.

Полушубок из овечьей шерсти — овчинный. Магазин, торгующий цветами - цветочный. Фабрика, изготавливающая носки - носочная» Фабрика, изготавливающая перчатки - перчаточная. Домик для улитки - улиточный.

//. Образование притяжательных прилагательных.

Лапки паука — паучьи

Хвост у волка волчий у зайца - заячий у овцы - овечий у черепахи - черепаший или черепаховый у барсука - барсучий у кролика — кроличий у собаки — собачий у белки - беличий у быка - бычий у хомяка — хомячий у щенка ~~ щенячий у телёнка - телячий

12. Словообразование.

Крылья у пчелы - пчелиные у грача — грачиные у кукушки — кукушачьи у сороки - сорочьи у рябчика — рябчиковые у кречета — кречетовые у чижа — чижовые у индюка - индюшачьи у циплят - цыплячьи у птиц - птичьи Голова ужа — ужовая или ужиная лягушки - лягушачья или лягушиная

Игра: «Мал, мала, меньше».

бак - бачок - бачочек бок — бочок — бочочек лак - лачок — лачочек крюк — крючок — крючочек внук - внучок - внучочек башмак —' башмачок — башмачочек наук — паучок — паучочек

бык - бычок - бычочек

сук - сучок - сучочек знак - значок - значочек волк - волчок - волчочек каблук — каблучок — каблучочек

жук - жучок - жучочек дом -домок - домочек

сачок — сачочек сверчок — сверчочек смычок - смычочек

светлячок - светлячочек сморчок - сморчочек стручок — стручочек

свеча - свечечка

сорочка — сорочечка

13.Образование форм множественного числа именительного и

родительного падежей имён существительных.

ключ - ключи - много ключей грач - грачи — грачей калач - калачи - калачей ночь — ночи - ночей мяч - мячи - мячей

врач - врачи - много врачей богач — богачи — богачей трубач - трубачи - трубачей луч - лучи - лучей печь - печи - печей

 речь - речи - речей

чайка - чайки - много чаек

дочка — дочки — дочек

тачка — тачки — тачек

бочка — бочки — бочек

 ручка - ручки – ручек

 точка - точки - точек

тучка - тучки – тучек

девочка - девочки - девочек

чиж - чижи - чижей

чашка - чашки - много чашек  

пачка - пачки — пачек

 почка - почки — почек

 кочка — кочки – кочек

 щёчка - щёчки – щёчек

 ночка — ночки — ночек

 щучка - щучки - щучек

ласточка - ласточки - ласточек

чайник - чайники - много чайников

мальчик - мальчики - мальчиков

лётчик — лётчики — лётчиков

чудак - чудаки - чудаков

час - часы - часов

чек — чеки- чеков

дача - дачи - много дач

 куча - кучи - куч

удача - удачи – удач  

задача - задачи - задач  

туча. - тучи - туч

круча - кручи - круч



Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Щ

 Словообразование.

Игра «Кто что делает»

Кто бетонирует — бетонщик

Кто пилит дрова - пильщик

Кто кладёт стены - каменщик

Кто сваривает металл - сварщик

Кто чинит часы - часовщик

Кто стеклит окна — стекольщик

Кто точит ножи — точильщик

Кто носит багаж — носильщик

Кто регулирует уличное движение - регулировщик

Кто дрессирует животных — дрессировщик

Кто играет на барабане - барабанщик

Кто работает на кране - крановщик

Кто работает на экскаваторе — экскаваторщик

Кто работает на автокаре - автокарщик

Кто чистит обувь - чистильщик

Кто шьёт обувь - обувщик

Кто добывает уголь - угольщик

Кто упаковывает - упаковщик

Кто моет - мойщик

Кто кладёт кафель - кафельщик

Кто гладит бельё — гладильщик

Кто ныряет - ныряльщик

Кто клеит - клеильщик

Кто кроет крышу кровлей — кровельщик

Кто делает мебель ~~ мебельщик

Кто строит корабли - корабельщик

Кто сигналит - сигнальщик

Кто делает зеркала — зеркальщик

Кто пасёт табун — табунщик

Кто убирает мусор — мусорщик

Кто работает на элеваторе — элеваторщик

Кто работает на эскалаторе - эскалаторщик

Кто штукатурит - штукатурщик

Кто рассказывает – рассказчик

2.Образование действительных

настоящего

Жук жужжит* Жук ( какой ? ) - жужжащий.

Уж лежит - уж лежащий.

Пила визжит - пила визжащая,

журчащий.

Змея шипит - змея шипящая.

кипящий.

Чайка летит - чайка летящая.

читающий,

Молния сверкает — молния сверкающая.

кричащий.

Мужчина идёт - мужчина идущий.

щебечущий.

Цыплёнок пищит - цыплёнок пищащий.

Ребёнок играет - ребёнок играющий,

Девочка скучает - девочка скучающая.

гудящая.

Ветер шумит — ветер шумящий,

поющая.

Машинка пишет - машинка пишущая.

шумящий.

Листья шелестят - листья шелестящие.

трещащие.

Мальчик слушает — мальчик слушающий.

сидящий.

Экскаватор шагает - экскаватор шагающий.

Старушка шепчет - старушка шепчущая.

Снежинки кружатся - снежинки кружащие.

Порошок чистит ~~ порошок чистящий.

журчащий.

Кристалл сверкает — кристалл сверкающий.

Собака рычит - собака рычащая.

3. Словообразование.

Дом из щитов - щитовой.

плащевая,

Мешок для вещей — вещевой.

щавелевый.

Ящик из досок ~~~ дощатый.

Хвост щуки — щучий.

Ежи живут — ежи живущие. Ручей, журчит — ручей

Чайник кипит — чайник

Ученик читает - ученик Человек кричит - человек Щегол щебечет - щегол

Заяц дрожит - заяц дрожащий.

Река бурлит — река бурлящая. Машина гудит - машина

Женщина поёт — женщина Камыш шумит - камыш Морозы трещат — морозы Старик сидит - старик

Поезд гудит - поезд гудящий. Снег тает — снег тающий, Вода кипит - вода кипящая. Ручей журчит - ручей

Волк воет - волк воющий.

Ткань для плаща -Суп из щавеля - щавелевый.

Замок из песка - песчаный. Визг щенка - щенячий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...