Логопедическое воздействие при дизартрии
презентация по логопедии

Ивлева Инна Николаевна

В данной презентации кратко описаны виды логопедического воздействия при дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya.pptx717.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа при дизартрии Подготовила: Ивлева И.Н. Учитель-логопед МКДОУ Комсомольский детский сад Рамонского муниципального района Воронежской области

Слайд 2

Дизартрия – (из др.-греч. δυσ - — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. В основе дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы . В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. С каждым годом в силу различных причин детей с дизартрией становится все больше. По данным научных исследований из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет, дизартрия имеет место у 40,8% дошкольников. Этот речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы

Слайд 3

Особенности речи при дизартрии Компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно: речевое дыхание чаще всего верхнеключичное ; речевой выдох ослаблен; речь монотонна, маловыразительна; темп речи замедленный или ускоренный; ритм нарушен при восприятии или воспроизведении; голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; голос либо тихий, либо чрезмерно громкий; тембр чаще низкий.

Слайд 4

Одним из характерных симптомов дизартрии является ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ, т.е. ОБИЛЬНОЕ СЛЮНОТЕЧЕНИЕ. Усиление слюнотечения связано с ограничением движений мышц языка; нарушением произвольного глотания; парезом губных мышц . Оно часто утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребёнок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля (когда слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается). Понять это можно, попросив ребёнка открыть рот и посмотреть, как, буквально через 8 -10 секунд, во рту скапливается слюна, при разговоре ребёнок брызгает слюной и у него часто бывают мокрыми от слюны губы.

Слайд 5

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Слайд 6

Использование самомассажа. использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (на занятии можно включать как физминутку ). Самомассаж пальцев рук: проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата. Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки ». Самомассаж мышц лица (щёк, губ): укрепление мышц щёк, губ, круговой мышцы рта. При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

Слайд 7

Самомассаж губ Упражнения для укрепления губ: Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б ….» Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его. Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука « И» Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам. Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами. Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Проговаривание слогов – амма , абба , аппа .

Слайд 8

Самомассаж мышц языка При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Приёмы самомассажа : Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Массаж языка губами ( пошлёпывание , поглаживание, покусывание ) Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой) Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка ). Массаж через салфетку

Слайд 9

ВОКАЛОТЕРАПИЯ (или лечение пением) – это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам Основной прием: « Тонирование » - напевание длинных гласных звуков. И спользуется для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма дыхания. Тонируют на удобной для детей ноте. Каждый звук имеет свое воздействие на органы и системы. Звук «а-а-а» - вызывает расслабление Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин, 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Звук «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма. Звук «у-у-у » - воздействует на дыхание, почки. Звук «э-э-э» - улучшает работу головного мозга. Звук «ы-ы-ы » – лечит уши, улучшает дыхание. Для старших дошкольников используют изображения гласных звуков (« Звуковая дорожка»).

Слайд 10

Требования при проведении занятий вокалотерапией Важно, чтобы все отделы голосового аппарата работали без напряжения и насилия. Музыкальные упражнения, песни должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, небыстрый темп, легко запоминаться. Вокальная постановка: стоя. Подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего симптомокомплекса нарушений. В работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для ребенка - дизартрика . Разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи. Работа проходит над одной песней, а не над несколькими одновременно. Занятия вокалотерапией следует проводить не более 15 минут.

Слайд 11

Упражнения для развития артикуляционной моторики : · Упражнение «Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным; · Упражнение «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным; · Упражнение «Оближи губки» — облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы. · Упражнение «Вкусное варенье» — облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз. · Упражнение «Качели» — потянуться языком к носу, подборку, чередуя эти положения; · Упражнение «Лошадка» — пощелкать языком, меняя темп и громкость; · Упражнение «Жало – Лопатка» — чередовать положения в конфигурации языка «Жало» и «Лопатка»; · Упражнение «Заборчик» — делать широкую улыбку, обнажающую зубы; · Упражнение «Трубочка» — вытянуть губы в трубочку; · Упражнение «Заборчик – Трубочка» — чередовать положения губ «заборчик» и «трубочка». · Выдвинуть вперед нижнюю челюсть , затем оттянуть челюсть назад.

Слайд 12

Работа над произношением звуков не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звука, шлифовка каждого звука должна проводиться длительно, на фоне все развивающейся, усложняющейся работы над другими звуками ; 2) необходимо одновременно работать над несколькими звуками, принадлежащими к различным артикуляционным установкам ; 3) последовательность работы над звуками диктуется постепенным усложнением артикуляционных установок. Если проанализировать все звуки, то можно разделить их по трудности произношения на следующие четыре группы: 1) а, э, м, п; 2) у, о, ф, в, б, т, д, н, и, с, з, х, к, г (И их мягкие варианты.); 3) ц, я, ю, ч; 4) ш, ж, л, р.

Слайд 13

Сама коррекционная работа носит системный характер и включает в себя работу на: фонетическом уровне, лексическом уровне, синтаксическом уровне . Работа на каждом их этих уровней должна проводиться последовательно, систематически и переход к работе на каждый следующий уровень возможен лишь после окончания работы на предыдущем. Такая система работы обеспечивает постепенное исправление нарушения письма и, при правильно поставленной работе, окончательным результатом будет являться полное исправление этих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необхо...

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

Методы логопедического воздействия в схемах

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»

Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют....

Комплексная система воздействия при дизартрии.

Материал статьи полезен родителям, логопедам, воспитателям. В статье рассказывается о необходимости взаимодействия нескольких специалистов (невролог, ЛОР, логопед, ортопед) при работе с детьми с дизар...