Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тельпова Светлана

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx666.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

В современном мире, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше времени проводят перед телевизором и компьютером. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные вещи устроены максимально удобно - одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f0c/0015e0fb-7c50c831/img1.jpg

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь между рукой и мозгом человека. Развитие мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. 

Пальчиковые игры и упражнения — средство для развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/04/detskie-ruki.png

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков будут свернуты бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др. 

Этапы разучивания игр:https://intel-study.ru/wp-content/uploads/2021/01/%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B8.jpeg

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

2. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

3. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

5. Используйте максимально выразительную мимику.

6. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
 

7. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите время с ребенком весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
 

Примеры пальчиковых игр с речевым сопровождением

МОЯ СЕМЬЯ

У нас живет большая (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках:

Соединить одноименные пальцы рук, образуя шар.)

И дружная семья: (Соединить пальцы обеих рук в рукопожатии.)

Папа, мама, бабушка, (Разъединить руки, поочередно сгибать пальцы

Дедушка и я правой руки , начиная с большого.).

На меня похожий, (Поочередно сгибать пальцы левой руки,

Забавный младший брат. начиная с большого.)

Он подрос и ходит (Разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх.)

Со мною в детский сад (Сложить руки «домиком».)

ОВОЩИ

Мы пришли в огород (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)

Что тут только не растет: (Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.)

Тыква, репка и чеснок, (Поочередно сгибать пальцы сначала правой,

Лук, капуста, кабачок а затем левой руки, начиная с большого.)

Помидор и огурец

Вот хозяин – молодец (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.)

https://superlogoped.com/assets/zhurnal/blog-single-strain-multiple-strains-1080x675.jpg

ФРУКТЫ

У бабушки в деревне (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы

правой руки в стороны.)

Растет фруктовый сад. (Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы левой руки в стороны.)

Там на деревьях сливы (Руки, согнутые в локтях, поднять вверх, пальцы широко развести в стороны.)

И яблоки висят, (Опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы.)

И груши прямо с дерева (Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)

Могу я собирать. (Имитировать руками сбор урожая.)

Как хорошо у бабушки (Хлопнуть в ладоши.)

Мне летом отдыхать! (Развести руки в стороны.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Регулярное повторение способствует развитию внимания,мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что позволяет будущим школьника...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....