Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»
консультация по логопедии (старшая группа)

Королькова Светлана Владимировна

Консультация логопеда коррекционно - развивающие задачи специалистов в ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда «Коррекционно-развивающие задачи специалистов ДОУ в работе с детьми с нарушениями речи»

В логопедические группы зачисляются дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Поэтому основная цель организации логопедической группы в ДОУ - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Ключевая позиция в организации работы по коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопедуЛогопед обследует детей, определяет структуру и степень выраженности, имеющегося у них дефекта; комплектует подгруппы для занятий с учетом психофизического состояния детей; определяет содержания работы; систематически проводит коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами.

Перед логопедом стоит ряд коррекционно-развивающих задач.

Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Воспитатель реализует задачи программы детского сада по всем разделам: математика, игра, овладение трудовой деятельностью.

Особое место в работе воспитателя отводится коррекции речевых нарушенийа именно:

- Совершенствованию артикуляционной, мимической моторики, автоматизации произношения звуков, поставленных учителем-логопедом.

Расскажу о разграничении функций логопеда и воспитателя при коррекции звукопроизношения. Чтобы исключить возможность дублирования занятий.

Подготовительный этап

Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произношение звука)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь) Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

Необходимо: Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка.

Воспитатель закрепляет первичные навыки речевого дыхания, приобретенные на логопедических занятиях, развивает интонационную выразительность речи.

- Важным направлением в работе воспитателя является работа по развитию лексико-грамматического строя речи.

Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т. е. подготавливают к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым, создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменении.

Воспитатель также следит за грамматической стороной речи и на других занятиях.

Вопросами организации работы по формированию связной речи детей занимается прежде всего логопед. Для успешного усвоения детьми навыков связной речи. Необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни в условиях детского сада.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Формирует – логопед, закрепляет – воспитатель.

Воспитатель логопедической группы не должен:

1. Торопить ребёнка с ответом.

2. Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи.

3. Заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками.

4. Выпускать на сцену (утренник)ребёнка с неправильной речью.

- Особое внимание воспитатель должен уделять развитию мелкой и общей моторики, развитию сохранных анализаторов, мнестических процессов, доступных форм словесно-логического мышления.

Спасибо за внимание!

Учитель – логопед Королькова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи".

Консультация "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"....

Консультация для родителей «Использование шариков Су-Джок в работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский....

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре при работе с детьми имеющими нарушения речи.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, очень важно в учреждении выстроить модель сотрудничества учителя-лог...