Проект учителя- логопеда "Ветер, ветерок, ветрище".
проект по логопедии (старшая группа)

Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 4-6 лет, занимающихся на логопедическом пункте.

 

Актуальность.

Проблема развития речи детей  является одной из самых актуальных в нашем дошкольном учреждении, потому что несформированное речевое дыхание влияет на речь воспитанников. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация  речевого потока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «№ 24»

Логопедический проект: « Ветер, ветерок, ветрище».

Выполнила учитель-логопед: Кенчхадзе Светлана Викторовна
МБДОУ «Детский сад № 24»

Проект представлен в виде дыхательных у игр и упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей 4-6 лет, занимающихся на логопедическом пункте.

Актуальность.

Проблема развития речи детей  является одной из самых актуальных в нашем дошкольном учреждении, потому что несформированное речевое дыхание влияет на речь воспитанников. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация  речевого потока.

Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, необходимо,  прежде всего, научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.

Дети, посещающие  МБДОУ № 24 и занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Средства просодики помогают оформить высказывание как единое целое. Просодическая  сторона речи детей с речевыми нарушениями имеет стойкие нарушения. Неправильный  тип дыхания, нарушение темпа и ритма, плавности, нарушение интонационной  выразительности лишь усиливают несовершенство речи.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда количество выдыхаемого воздуха и сил выдоха зависят от цели и условия общения. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием. Поэтому грамотно спланированная работа по данной проблеме может предупредить и ускорить процесс формирования правильного дыхания и звукопроизношения  у детей 4-6 лет.

Очень важно включить в работу по проекту « Ветер, ветерок, ветрище» родителей и воспитателей групп, донести до них важность дыхания в формировании правильного звукопроизношения.

Различают следующие основные типы дыхания:

Грудной (верхнерёберный). Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;

Брюшной (диафрагмальный). Дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания – лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его;

Грудобрюшной (диафрагмально-рёберный). Отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание – наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.

 Цель дыхательных упражнений:

увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох вдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя

 — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному:

 — при прохождении воздуха через носовую полость;

— при выходе воздушной струи через рот.

При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж», «л» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – групповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

По характеру контактов — в контакте с семьей.

Участники  проекта: дети, занимающиеся в логопедической группе, учитель-логопед, воспитатели групп ,родители.

Место реализации – МБДОУ «Детский сад № 24»

Цель: формирование у детей правильного речевого дыхания, через игры и упражнения.

Задачи:

Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.

1.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.

2.Развитие сильного плавного выдоха:

  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков,
  • на материале слогов, слов,
  • на материале предложений и фраз.

3.Формирование и закрепление диафрагмально речевого дыхания

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап Организационный

1.

Изучение литературы развития правильного речевого дыхания.

сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы над дыханием.

октябрь

3.

Составление плана работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания.

октябрь

2 этап Практический

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.

октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха.

ноябрь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы.

декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания.

январь

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений.

апрель, май

Работа с родителями:

1.

Консультация «Важность развития речевого дыхания детей  при формировании правильного произношения звуков».

ноябрь

2.

Размещение в информационных уголках папки-передвижки «Комплексы упражнений на развитие речевого дыхания детей».

декабрь

3.

Индивидуальные консультации  для родителей по вопросу речевого дыхания.

В течение года

4.

Изготовление памятки для родителей «Игровые тренажеры своими руками  для развития речевого дыхания».

февраль

Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».

ноябрь

2.

Оформление памятки   для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий своими руками по развитию дыхания у детей».

декабрь

 3 этап Итоговый

1.

Участие детей, занимавшихся на логопункте, в конкурсах чтецов.

март, май

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование правильного речевого дыхания.

апрель

План реализации проекта:

Месяц

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Сентябрь

«Сдуй жука с цветка», «Бабочка на цветке», «Мельница», «Радуга»

Октябрь

«Подуй на листочки», «Разговор овощей», «Белка в дупле», «Улетай тучка».

Ноябрь

«Синички и снегири», «Подуй на облака», «Волшебные перышки», «Хвойные и лиственные деревья», «Колоски», «Голуби на площади Ленина».

Декабрь

«Подуем на снежинку», «Покатим брёвнышки», «Что в мешке у Деда Мороза, «Задуй свечу», «Обезьяны надувают шарики».

Январь

«Два Мороза», «Погреем ручки», «Хоккей», «Рыбки подо льдом».

Февраль

«Морские жители», «Заморозим пальчик», «Снег идёт!», «Вьюга в стакане», «Маскировка танка и самолета», «Штурвал»

Март

«Остудим чай», «Капель с сосулек», «Чья птичка дальше улетит», «Катушка с нитками».

Апрель

«Белка и Стрелка летят в космос», «Воздушный змей», «Подуй на картинки и назови что нарисовано».

Май

«Футбол», «Стрижи прилетели, «Колокольчики звенят».

Вывод:

Практика показала, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения. Привлечение родителей и воспитателей, в совместную работу по проекту « Ветер, ветерок, ветрище» ,способствовало положительной  динамики формирования правильного дыхания и звукопроизношения. Проект « Ветер, ветерок, ветрище» будет нами использоваться ежегодно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе

Данное занятие дает представление детям о ветре....

Презентация проекта "Ветер, ветерок, ветрище"

С детьми подготовительной группы провели интересный проект "Ветер, ветерок, ветрище". Было много занимательных игр, логических задач, опытов, художественного творчества....

Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»

Использование дыхательных и артикуляционных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у дететй старшей и подготовительной группы, занимающихся в ДОУ на логопункте для де...

Краткосрочный проект учителя – логопеда Тема: «Веселый ветерок»

laquo;Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей подготовительной группы, в ДОУ »...

Проект учителя-логопеда "Сильный ветерок"

Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...

Конспект ООД по ознакомлению с природой "Ветер, ветерок, ветрище"

Знакомство детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека....

Конспект зимней прогулки «Ветер, ветерок, ветрище»

Цель: Систематизирование представлений у дошкольников, о зимних изменениях и признаках в природе, дать понятие о ветре....