Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для воспитателей артикуляционная гимнастика в старшей группе доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в старшей группе

Одно из важнейших направлений формирования личности ребенка-речевое развитие , помогающее ребенку открывать этот мир. Для  правильного и главное своевременного развития функций речи немалые усилия требуются от воспитателя. Поэтому в детском саду обязательным элементом учебно-воспитательским процесса является артикуляционная гимнастика, организация  работы над которой имеет свои особенности в зависимости от возраста воспитанников.

Артикуляционные упражнения представляют собой совокупность заданий , выполняемых перед зеркалом и нацеленных на укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции , развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов , которые задействованы в речи.

Целями проведения речевой гимнастики с воспитанниками старшей группы являются:

  • Выработка правильных , скоординированных движений и поз органов речи (губ, языка, неба, нижней челюсти)
  • Разработка умения объединять элементарные движения органов артикуляции в сложные ,т.е правильно проговаривать звуки  (в старшей группе это работа с артикуляцией звуков «л»-«р», а также начало дифференциации свистящих –«с» «ш»  «з» «ж» «ц» «ч» «с» «щ»  звонких и глухих «в» «ф» «з» «с» «ж» «ш» «б» «п» «д» «т» «г» «к»
  • Воспитание культуры речи ( в работе над упражнениями дети пополняют словарный запас , осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания)

Гимнастика практикуется с раннего дошкольного возраста , поэтому в старшей группе задачами этой работы являются :

  • Закрепление базовых движений органов , участвующих в артикуляции
  • Продолжать начатую в средней группе подготовку органов аппарата речи к произношению звука «Р»
  • Представления о спинке языка и ее способности быть узкой или широкой
  • Тренировка произвольного внимания ( дети 5-6 лет уже более осознанно и активно концентрируются на выполнении поставленной задачи)

Виды артикуляционной гимнастики :

  • Профилактический (проводится воспитателем с целью тренировки органов артикуляционного аппарата и профилактики основных дефектов речи)
  • Диагностический (в группе проводится педагогом для выявления основных нарушений в речи воспитанников, а индивидуально организуются логопедом для выстраивания стратегии коррекционной работы)
  • Коррекционный (проводится логопедом индивидуально с ребенком)

Методические приемы артикуляционной гимнастики:

  • Речевые приемы – ведущее место занимает объяснение . Педагог обязательно проговаривает порядок выполнения задания . Для того чтобы мотивировать воспитанников для выполнения артикуляционной гимнастики можно использовать загадки или стихотворения . Рифмовки для введения ребят в тему упражнения должны быть короткими.
  • Наглядность – без этого приема не обходится ни один вид работы с детьми и упражнения на артикуляцию не исключение.
  • Демонстрация –педагог сам показывает порядок выполнения задания
  • Показ-ребята повторяют движения за героем видеоролика
  • Практические приемы- это своего рода рефлексия на тему упражнения , которая может осуществляться в виде рисунков, аппликаций или поделок.
  • Игровой прием- задания артикуляционной гимнастики обычно оформляются в виде игр.

Методика проведения артикуляционной гимнастики с ребятами старшего возраста :

  • Артикуляционная гимнастика проводится перед завтраком в течение 4-5 минут
  • 2-3 статических заданий (тренировка одной позы органов артикуляции , например, «улыбка»- улыбнуться так , чтобы показались зубы , задержать это положение до 10)
  • 2-3 динамических заданий (формирование умения переключать органы речи с одной позиции на другую,  например, «Хомячок»  - упирать язык , то в правую, то в левую щеку поочередно
  • 1 задание на речевое дыхание , необходимое для плавности речи (тренировка навыка делать более быстрый вдох и замедлять выдох)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...