"Особенности развития речи у мальчиков и девочек. Рекомендации родителям и педагогам"
консультация по логопедии

На что  должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? 
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители? 
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? 
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_rechi_malchikov_i_devochek.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

       Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. 
   Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.

  У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек: 
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; 
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
  На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? 
  На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители? 
  Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
   Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? 
На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.

ОСОБЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Мальчики

Девочки

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария  (логическое, речевое мышление)

Медленное.

С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).

Быстрое.

Имеется уже в 6 лет

Медленное.

Трудности даже в 13 лет

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно

Лучше развита речь, но мышление более однотипно

Поисковая деятельность.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи

Лучше выполняют типовые задачи

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано. Больше опираются на механическое

запоминание

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю, улавливают оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение

Добрые слова (которые нравятся самим детям)

Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов

Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше

Рисунки  детей

Танки, самолёты, человек – паук

Дом, цветы, животные, человек!

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее.

Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии

Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию

Адаптируются хуже, стараются не подчиниться

Адаптируются лучше

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ,

ПАГУБНО ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

    Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

    Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

   Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «СЮСЮКАНЬЕ». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

    Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

    Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

   Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

    Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

  Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  • Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  • Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  • Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  • Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  • Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  • Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  • Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  • Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.


Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МАЛЬЧИКОВ

• Нельзя недооценивать чувства мальчиков. Традиционно принято считать, что мальчик должен быть сдержанным в проявлении чувств. Да и родители по отношению к нему ведут себя так же. Получается, что мальчики недополучают положительных эмоций. Отсюда и замедление формирований ассоциативных полей коры головного мозга, межполушарных связей, речи. В этом случае на помощь приходит искусство.
• 
Развивать речь через движения. Мальчикам связать физическую активность со звуками слов легче, чем назвать предмет, поэтому нужно «оречевлять» все действия, проговаривать их чётко. Даже у плохо говорящих детей через физическую активность можно добиться спонтанного проявления речи. Хорошее настроение только будет способствовать этому.
• Мальчикам в большей степени, чем девочкам, нужно 
связывать слово с его зрительным образом, т.е. не только рассказывать, но и показывать.
• Мальчикам свойственно искать новые пути, быть 
первооткрывателями. Опираясь на хорошо развитый поисковый рефлекс, полезно не договаривать, как выполнить то или иное задание, нужно подтолкнуть мальчика к тому, чтобы он сам открыл для себя какой-то принцип. Уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Например, чем отличаются гласные звуки от согласных.
• 
Соперничество может подстегнуть мальчишек, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
• Мальчикам необходимо осознать, 
увидеть различные признаки одного предмета. С этой целью полезно начинать с загадок, перевёртышей, бессмыслиц, которые можно найти в русском фольклоре («Ехала деревня мимо мужика...»). Позже учить решать ребусы, кроссворды, подбирать синонимы к какому либо слову. Всё это помогает мальчикам глубже осознать многочисленные связи слов, рождают различные ассоциации.
• Мальчикам нужно 
чаще делать перерывы в работе, они неспособны к длительной работе, как девочки. Срабатывает защитный механизм: они просто отключаются.
• 
Компьютерные игры использовать с осторожностью
Это особенная проблема для мальчиков, так как молодой мужской мозг и без компьютерных игр развивается небыстро; он также имеет тенденцию тяготеть к пространственным раздражителям типа движущихся объектов на экране компьютера. Правое полушарие притягивается к раздражителям, что пагубно сказывается на левом полушарии, замедляя его развитие. У детей, которые проводят много времени за компьютером или телевизором навыки чтения и письма развиваются медленнее.

      Хотелось, чтобы взрослые, общаясь с детьми, всегда следовали одной из самых главных заповедей «не навреди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)

Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям и педагогам)Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем ...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек.

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.Нейропс...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)

Осоьенности развития речи у мальчиков и девочек (некоторые рекомендации родителям и детям)...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек (рекомендации родителям)

На что обратить внимание родителям, воспитателям при азвитии устной и письменной речи  мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга нужно обратить внимание педагогам и родителям? Каки...

Особенности развития речи у мальчиков и девочек (рекомендации родителям и педагогам)

На что же должны обратить внимание родители,воспитатели, учителя при работе над развитием устной иписьменной речи мальчиков и девочек?На какие основные особенности мозга должны опиратьсяпедагоги и род...

Консультация для родителей: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек»

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий....