Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста. Причины. Коррекция
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Причины дефектов смягчения согласныз звуков у детей и их коррекция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефекты смягчения  согласных звуков у детей дошкольного возраста. Причины. Коррекция

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что – то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторогодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Это дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – ч, щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к’г’х’) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:
1) постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместо дядя Ваня, тота вместо тетя и т. д.;
2) излишнее смягчение, например, сябякя идеть дямей вместо собака идет домой;
3) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.
Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных на слух и в произношении.
Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.


Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Для понимания детьми положения языка при произнесении твердых и мягких согласных можно использовать тактильный контроль. Рекомендуется положить на язык средний и указательный палец, что позволит ощутить изменение положения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. При этом способе необходимо следить за чистотой рук.

Факторы предраспалагающие к возникновению дефекта

  -Снижение физичекого слуха

-Несформированность фонематических функций

-Нарушение в строении артикуляционного аппарата

-Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ СМЯГЧЕНИЯ.

Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать: а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука; б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т, д к д и н к н. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

Во время работы со звуками т, д, н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т, д, н ф, в, п, б, м, с, р, л (Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована проф. Ф. A. Pay.).

После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя), об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).

Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, фа-фя, апа-апя, ама-амя, афа-афя и т.п.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-тя, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т.п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонемы п в позиции перед гласным и надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая ы, в результате чего может получиться отчетливое п', с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученный таким образом мягкий звук п-п', можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'____а), а потом сливая их.

Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (м', ф', в').

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звукт . Предложив ребенку произнести несколько раз звук т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук т', в изолированном виде (т'т'т') или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.

Аналогичным путем из слога ат получают слог ат'. Такой способ постановки г' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от г (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука т' в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков д' от д и н' от и.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', б', м', с', з', р', л'.

Что касается звуков к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, э (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т.п.) и усваиваются'в этой позиции (особенно перед звуком и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным ка дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и их твердых вариантов.

Следует подчеркнуть, что логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным детям. На протяжении всех занятий необходимо использовать приемы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

В результате описанной выше коррекционной работы дислалия у детей исчезает полностью и навсегда.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле...

Манипуляции детей дошкольного возраста. Причины, следствия, коррекция.

В материале рассматривается часто встречающаяся проблема манипуляции. В статье изложен материал доступный родителям, педагогам, и всем, кто общается и взаимодействует с детьми дошкольного возраста. На...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Трудный ребенок. Капризы и упрямство детей дошкольного возраста. Причины их появления.

Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требо...

Нарушения поведения детей дошкольного возраста. Причины возникновения и методы профилактики.

В  статье раскрываются прорблемы нарушения поведения детей, причины их возникновения и методы их профилактики....

"Речевые нарушения у детей дошкольного возраста, причины и пути их преодоления"

В данном материале даётся информация о речевых нарушениях у детей, о вторичных отклонениях, которые могут возникнуть в школе, об особенностях дошкольников, об организации логопедической помощи в ДОУ....