Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников
консультация по логопедии

Григорьева Татьяна Сергеевна

Родителям о леворуких детях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukiy_rebenok.docx59.31 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.defectologiya.pro/assets/images/zhurnal/Migacheva-new/060921/14870.jpgСпецифика познавательной деятельности   леворуких дошкольниковC:\Users\user\Desktop\14870.jpg

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.   Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

Левшами является около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Под левшеством понимается левая ассиметрия- преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Оно возможно в функционировании всех парных органов. Ученые выделяют моторную ассиметрию (руки и ноги) и сенсорную (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).

Один из видов ассиметрии- леворукость. У человека чаще всего встречается сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто- то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры.

Левшество- один из вариантов нормального развития организма. Рука- самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по- разному.

Левое полушарие. Вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии.

Ранее это делать нецелесообразно: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

Есть предположение, что в ряде случаев существует перекрестная асимметрия- сочетание праворукости с левой ведущей ногой, хотя это скорее исключение, чем правило. Если 70% заданий выполняется левой рукой, то можно предположить, что именно она является ведущей.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно- логический характер познавательного процесса.

В учебно- образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием ( у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.

Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.

Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна- они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специалистами ДОУ при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

консультация для родителей по работе с гиперактивными детьми, пальчиковые игры...

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества...

Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:...

Особенности познавательной деятельности леворуких дошкольников.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами при организации обучения левшей в группах компенсирующей направленнос...

Консультация учителя-логопеда для родителей Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников

Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество),т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный...

Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников

Консультация для педагогов. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников...