Арттерапия в помощь детям с нарушением речи.
статья по логопедии

Картунова Ангелина Викторовна

артпедагогика- это одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания, поле деятельности которой — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей, и адаптация посредством художественной деятельности. Артпедагогика рассматривается в контексте коррекционной работы как педагогическая помощь   детям с проблемами в развитии средствами искусства.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artterapiya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Арттерапия в помощь детям

с нарушением речи. 

Составила воспитатель

ГБДОУ №95 Невского р-на г. С-Петербурга

                                                                                       Картунова А.В.                                                                        

         Дети с общим недоразвитием и нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у таких детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с нарушениями речи существует ряд психолого-педагогических особенностей, характеризующий их. Это прежде всего личностные нарушения — фиксированность на дефекте, трудности в вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведёт к нарушению социальной адаптации.
Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть возможное применение арттерапевтических методик.

       Что такое артпедагогика? Это одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания, поле деятельности которой — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей, и адаптация посредством художественной деятельности. Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сам термин «артпедагогика» включает в себя два понятия.  Первое из них - «арт» (от англ.  «Art») дословно означает искусство, мастерство, ремёсла, художество; второе понятие «педагогика» -  наука о воспитании, развитии и обучении человека. Так, буквально под артпедагогикой понимают воспитание и развитие человека через искусство.

       На сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения

       Наиболее распространенным является коррекционно-педагогический подход, согласно которому артпедагогика рассматривается в контексте коррекционной работы как педагогическая помощь   детям с проблемами в развитии средствами искусства.  

        Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

      Часто понятие «артпедагогика» отождествляется с педагогической арт-терапией. Они не являются синонимами, хотя и являются смежными понятиями. Cходство этих терминов прослеживается только в первой части понятий – «арт» («художественное», синоним искусство). Вторая часть определяет различие: терапия – направление медицины, лечебное воздействие; педагогика – наука об обучении, воспитании и развитии».

         Основное отличие арт-терапии от артпедагогики заключается в том, что, являясь синтезом искусства, медицины и психологии, она, прежде всего, реализуется в лечебной и психокоррекционной практике. В основе арт-терапии находятся клинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с гармонизирующим, терапевтическим и коррекционным потенциалом художественной деятельности. Рассматривая средства социального формирования личности, социальная педагогика включается в решение социальных проблем, используя в своей работе педагогические подходы, методы и средства. Среди них - личностно-ориентированный подход к социальной деятельности, как воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Идея гуманизма является основополагающей и для артпедагогики, превращаясь в принцип деятельности артпедагога, и реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других способностей. Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения. 

      Сравнивая артпедагогику с арт-терапией, можно отметить, что арт-терапия актуализирует развитие и коррекцию личности, она обращена к тому, что уже присуще индивиду, а артпедагогика, активизируя процесс воспитания, обращается к тому, чего еще нет у человека, но в перспективе будет сформировано. Артпедагогика занимается не «проблемами» человека, а его возможностями.  

        Эффективное использование артпедагогики в воспитательном процессе проходит с помощью специалистов: психолога, логопеда, тифлопедагога. В отличие от арт - терапии на занятиях с применением арт-педагогических технологий, предлагается использовать в качестве основного метода – показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия взрослого и ребенка. В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность ребенка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

      В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

-        изотерапию- (воздействие средствами изобразительного искусства:         рисованием(рисование на стекле, рисование природными материалами, техника монотипии, штриховка, марание, рисование по замыслу и на предложенную тему),

лепкой (тесто, воск, пластилин),

декоративно-прикладным искусством,

ручным художественным трудом (создание поделок, построение объемных моделей из подручного материала),

аппликацией (создание плоскостных картин, оригами);

-        библиотерапию (воздействие чтением);

-        имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); развитие речи детей средствами театрализованных игр, придумывание и дописывание сказок, драматизации, сюжетно-ролевые и дидактические игры).

-        музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки-слушанье музыки, танцевально-двигательная активность);

-        вокалотерапию (воздействие пением);

 -        кинезитерапию (воздействие движениями) - коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности. Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.
     Наступивший век заявил о себе как век коммуникативных технологий. Актуальность применения методов арттерапии на занятиях обусловлена многими факторами. Судьба человечества в целом и каждого человека в отдельности зависит от способности устанавливать контакты, ориентироваться в изменившейся обстановке, быстро адаптироваться к новому коллективу, обустроиться на новом месте, освоить новое дело. Обретая дары научно-технического прогресса, человек постоянно совершенствует свои возможности. Вместе с тем индустриальное общество сделало человека заложником экологических проблем, и с каждым годом здоровье человека несет невосполнимый урон. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Поэтому, на занятиях с детьми логопедических групп, применяются методы арттерапии, которые помогают детям снять эмоциональное напряжение и стать более раскрепощенными, свободными, оказывают лечебное воздействие на организм и способствуют развитию сенсорных способностей.

        Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

«Арттерапия в помощь детям с нарушением речи»

Дети с нарушениями развития нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решать задачи....

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с нарушениями речи.

В данной презентации дано краткое определение кинезитерапии для детей с нарушениями речи....

Педагогические основы оказания логопедической помощи детям с нарушениями речи.

В последние годы существует тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями речи.  Язык является основным фактором общения между людьми. Основная задача полноценного развития детей явля...

Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особен...

Буклет для родителей "Коррекционная помощь детям с нарушениями речи".

Буклет для родителей "Коррекционная помощь детям с нарушениями речи"....