Консультация "Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук"
консультация по теме

Кан-оол Аяна Каадыр-ооловна

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 5 – 6-летнего возраста, будет полезна воспитателям, учителям-логопедам с целью которого является познакомить педагогов с характерными особенностями развития речи детей, отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми игр. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук»

Кан-оол А.К. учитель-логопед МБДОУ д\с «Мишутка» г. Ак-Довурак

  Согласно  Федеральному  государственному  образовательному  стандарту дошкольного  образования (ФГОС ДО): «речевое  развитие  включает  владение  речью  как  средством  общения  и  культуры; обогащение  активного  словаря; развитие  связной, грамматически  правильной диалогической  и  монологической  речи; развитие  речевого  творчества; развитие  звуковой  и  интонационной  культуры  речи, фонематического слуха; знакомство  с  книжной  культурой, детской  литературой, понимание на  слух  текстов  различных  жанров  детской  литературы; формирование звуковой  аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки  обучения грамоте» [4 с.11].

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Фонетико-фонематическое     недоразвитие    –    нарушение    процессов формирования произносительной системы родного языка  у  детей  с  различными речевыми  расстройствами  вследствие  дефектов  восприятия  и   произношения фонем.

    Развитие речи, включающее умение четко произносить  звуки  и  различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и  т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

    Преодоление  фонетико-фонематического  недоразвития  достигается  путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи  и фонематического недоразвития.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
     Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
    Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
     Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь - в том числе при обучении иностранному  языку детей, отпадут проблемы не только в первом классе, но и в дальнейшем.
      Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

    Таким образом, при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, следует учитывать, что  коррекция речевых нарушений тесно связана с развитием координированных, согласованных действий мелкой моторики. Следует также иметь в виду, что чем раньше начато коррекционное воздействие, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение.

Исходя из выше написанного, были определены основные направления коррекционной работы речевых нарушений у детей ФФН по использованию игр и упражнений, развивающих мелкую моторику, которые были направлены на:

  • развитие дифференцированных движений пальцев рук;
  • нормализацию мышечного тонуса кистей;
  • развитие умения сохранять положение пальцев рук в течении некоторого времени;
  • переключение с одного движения на другое;
  • постепенное усложнение точных, координированных движений;
  • речевое развитие в процессе игр и упражнений.

В коррекционной работе  предлагаются следующие игры и упражнения по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей   с ФФН.

«Звуковая дорожка» является универсальным материалом, который помогает ребёнку  освоить основы грамоты, приобрести простейшие знания ( гласный или согласный звук),  формирует сосредоточенность,  усидчивость и внимание  вырабатывая тем самым  навык учебной деятельности.

Работа с этим материалом закрепляет пространственную  ориентировку и способствует  соединению двух сигнальных систем (речевой и двигательной). Ребёнок овладевает  понятиями «звук». Ребёнок проживает его на  тактильном чувстве, через  мелкую моторику руки. Данный материал незаменим для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.   

Игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик»,  направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук, тренирует  в произношении «трудных»  звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми навыками рисования и письма, умение проводить различные линии; ориентироваться на листе бумаги. Развивается зрительное и слуховое восприятие; внимательность и творческое воображение.

     Работа со звукотаблицей способствует автоматизацию, дифференциацию  корректируемых звуков в словах (в разной позиции), словосочетаниях, предложениях; развитию грамматически правильной речи (словоизменение, словообразование, согласование существительных с прилагательными, числительными); лексического запаса; а также развитию пространственной ориентировки.

«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Для отработки движений рук и пальцев используются тренажеры как специально изготовленные, так и тренажеры фабричного изготовления, работа с которыми направлена на:

  1. отработку силы нажима пальцев;
  2. отработку действий двух пальцев;
  3. отработку действий трех пальцев;
  4. одновременную отработку действий всех пальцев;
  5. отработку действий двумя руками.

Применение массажных мячиков «Су-джок»  способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); способствуют развитию тактильных ощущений, стимулируют нервные окончания.                                    

Рисование спирали разноцветными мячиками. Развивает мелкую моторику и пространственно-двигательную координацию.  

  Самомассаж с помощью коврика

 « Травка» не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию рече-двигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Таким образом,  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый  качественный уровень не могут осуществляться без целенаправленной коррекционной работы с детьми ФФН  по созданию речевой среды и формирования грамматически правильной речи.

Таким образом, необходимость развития моторики  рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Рекомендуемые различные виды упражнений, направленны на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. 

Список литературы

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. - 48с.

2. Ковалева А. Развитие речи и мелкой моторики рук // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3. – С. 88-92.

2. Любомирская Э. Реализация основных концептуальных положений ФГОС ДО в практической работе по развитию речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3. – С. 93-102.

3. Нищева Н.В., Гавринева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013.- 48с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32с.

5. Цырендоржиева Д.Ц. Пособия и материалы для постановки звуков у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2016. – С.46-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и дви...

Консультация для педагогов.«Взаимосвязь развития речи и развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движений  и действий обуславливает  уровень физического и психического развития ребенка. Развитие речи не...

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Задачи:Развитие хватанияРазвитие согласованных движений обеих рукРазвитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рукФормирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кно...