Картотека игр с носовыми платочками
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тутуркина Наталья Анатольевна

Игры с носовыми платочками помогают  развивать пространственную ориентировку, ручную умелость; речь детей; учат практическим действиям; формируют подражательные движения рук.

 

         

 

             

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_nosovymi_platochkam.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Косынка для Маринки»

Шла Маринка по тропинке (платок лежит на коленях) шагаем пальцами по коленям.

 Вдруг увидела косынку: – А узоры! Кружева -то! Только мне великовата (поглаживаем платок)

 Её маме подарю, а себе ещё найду!

Пошла Маринка с горки, (складываем треугольник)

Вдоль берёзок, мимо Ёлки,

Поднялась на бугорок-
Снова видит уголок: (
складываем еще треугольник)
Вот косыночка другая, чуть поменьше,

не большая (еще меньше треугольник)

В корзинку положу, да сестрёнке отнесу

Побежала Маринка по дорожке,
Встретила зайца на хромой ножке.
Подарил он ей новую косынку! Смотри! (
показывает треугольник)

Сколько уголков? Один! Два! Три! (пальчиками проглаживает по краю треугольника)
Косынка – Ни велика, ни мала-
В самый раз! (
поглаживаем треугольник )
Тут пустилась Марина в пляс:
– Тра-та-та... Тра-та-та... Тра-та-та...
А пока Мариночка пляшет (
пальчики пляшут по коленям)
Я платок уберу в кармашек! (
прячем за спину)

Игра «КУ-ку!»

Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.

Вариант. Пока дети прячутся за платочками, можно давать им задание изображать на лице различные эмоции: радость, страх, удивление, грусть, злость.

1,2,3 –ты печальным замри.

1,2,3 – ты удивленным замри.

1,2,3 – ты веселым замри.

1,2,3 – ты сердитым замри.

Игра «1,2,3 – ты платочек сбереги». дети стоят в кругу и держат свои платочки за уголочки. Руку с платочком вытянуть вперед. Педагог-ведущий ходит внутри круга и говорит: «1,2,3 – свой платочек сбереги!» После слов он пытается схватить чей-нибудь платочек. Дети стараются, опередив педагога, спрятать свой платочек за спину. Усложнение игры: ведущий просит детей закрыть глаза, положить вторую руку на голову, на плечо, держаться ею за ухо, за нос…

Червячок

Когда дождик поливает:

Кап, кап, кап, кап…

Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.

Показывают ладошку правой руки.

Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».

Дождевой червяк гуляет.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!

Когда сухо вниз ползёт.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!

Землю в темноте жуёт!

Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Игра  "Обезьянка Дина"

На квадратной - квадратной полянке

Жила-была обезьянка.

Обезьянку звали Дина.

А где на полянке середина?

Прибежал к середине уголочек.

А к нему и второй, его дружочек.

Подтянулись ещё два брата.

Сколько углов у квадрата?

Получился конверт.

В нём открытка.

На открытке блестящая рыбка!

А ещё  значок квадратный!

Вот как сложен платок аккуратно!

Пальчиковая гимнастика

«Проглот – бегемот».

Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:

- Привет! Привет!

Я проглот – бегемот,

у меня большой живот.

Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)

Сразу стало у проглота

брюхо, как у бегемота!

Сделать проглота-бегемота другой рукой и повторить все движения.  Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответсвующие действию звуки «ням – ням – ням»

Пальчиковая гимнастика «Жаба»

Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)

Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)

Развернули мы платок – (снять носовой платок)

Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)

Пальчиковая гимнастика «Стираем носовой платочек»

намочить платочек; намылить, потереть, прополоскать, отжать, встряхнуть, повесить сушить.

Я платочек постираю,

а потом прополоскаю, отожму,

встряхну, повешу,

и прищепкой пристегну.

Пальчиковая гимнастика.

Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами одной руки; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение:

На столе лежит платок в развёрнутом виде.

Ребёнок кладёт руку (сохранную) на  середину платка ладошкой вниз, все пальчики

раздвинуты. На слова педагога:

 «Дружно пальчики сведите

- И платок в ладонь возьмите».

Ребёнок  сдвигает   пальцы,   захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.

Усложнённый вариант: упражнение выполняется обеими руками одновременно, используются два платочка.

«Пучок»

Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2.        Пальцы раздвинуты.

3. Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.                                                                        

4.На слова педагога:

Что задумал паучок?

Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

«Поймаю»

Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении,  регулировать с учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.

Выполнение:  Руки, согнутые в локтях стоят на столе.

Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.

На слова педагога:

 - Наш платочек побежал.

- И все пальцы посчитал.

Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...» На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.

«Змейка»

Задача: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.

Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.

2. На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.

        Вариант 1. «Комочек»

Задача: учить захвату и удержанию прямыми ладонями, сжиманию платочка обеими руками, образуя комок; развивать согласованность действий рук.

Выполнение: 1. На столе лежит платочек в развёрнутом виде.

 2. На слова педагога:

- Ручки мы на стол положим

- И платок в комочек сложим.

3. Руки прямыми ладонями полагаются на платочек.

Не отрывая рук от стола, ладони двигаются навстречу друг другу, захватывая платок.

Ладошки начинают комкать платочек, превращая его в комок.

Вариант 2. «Комочек»

Задача: упражнять в сгибательных и раз-гибательных движениях пальцев рук, соблюдать правила выполнения движений.

Выполнение: 1. Платочек в развёрнутом виде лежит на столе.

Ладонь руки кладётся на угол платка.

На слова педагога:

 - И-и-и... комкать,комкать,  комкать,  мять

 -  Наши  ручки  не унять

- ребёнок начинает комкать платочек

так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Комкание может производиться:

а)  - без отрыва руки от стола;

б)  - с отрывом руки (в воздухе).

То же самое проделать другой рукой. Усложнение: упражнение выполняется с двумя платками обеими руками.

«Складывание (или сгибание) платочка по прямой»

Задача: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.

Выполнение: 1. На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок. 2. Педагог говорит слова:

Ну, платочек, потрудись,

Пополам скорей сложись,

одновременно показывает способ действия:

большим и указательным пальцами за

хватывает два нижних уголка платка и скла

дывает его пополам, соотнося нижние угол

ки с верхними.

3. Затем произносит слова:

 «Наш платочек потрудился -

В половинку превратился»

Проводит ладонью по сложенному платку.

По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот

«Складывание платочка по диагонали»

Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.

Выполнение: 1. Развёрнутый платок лежит на столе.

2. Педагог говорит слова:

 «Ты, платочек, не ленись,

Уголком скорей сложись».

 Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол.

3. После слов: «Наш платочек не ленился -

В треугольник превратился». - Проводит

ладонью по месту сгиба.

4.Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.

«Бабочки»

Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.

Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.        

2. Педагог произносит слова:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

и показывает действие.

Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка»

«На ветерок»

Задача: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формировать подражательные движения рук.

Оснащение: платочки, прищепки, фиксированная верёвка.

Выполнение: 1. На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок.

2. Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит:

 «Я буду говорить слова и показывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».

Чисто, чисто мы стираем - трём платок

чек между кулачков;

Прополощем - держим платок в одной

руке имитируем полоскание (из стороны в

сторону);

Отжимаем - складываем платочек по

полам и отжимаем обеими руками;

А теперь - за уголок - берём платок за

уголочек;

И сушить на ветерок –

«Красивая скатерть»

 Задача: учить практическим действиям с платочком и прищепкой:

закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету.

Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки. Выполнение: 1. На столе лежат, свёрнутые вчетверо платочки.

Педагог предлагает детям поиграть.

«К праздничному столу надо украсить

скатерть, но, как и чем?

Как же скатерть нам украсить?

Красок нет, ну чем раскрасить?

Мы прищепочки возьмём

Бахрому из них «сплетём».

4. На край платка прикрепляет прищепки, чередуя их

по цвету.

5 Другой вариант игры.

Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:

На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зелёную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудеса из шкатулки. Игры и упражнения с носовыми платочками"

Данные методические разработки помогут организовать интересную игровую деятельность с дошкольниками,используя обыкновенные носовые платочки....

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе "Сумочка для носового платочка"

Предлагаю конспект занятия по обучению детей навыкам шитья с использованием ткани разной фактуры и цвета....

Книга из носовых платочков "Герои Диснея".

Пособие для проведения НОД "Английский язык" в старшей и подготовительной подгруппах.....

Зачем нужен носовой платочек?

информация для родителей, чтобы учили детей правильно высмаркиваться и не забывали о важности носового платочка....

Игры с носовыми платочками

Носовой платочек - это важное средство для личной гигиены. Как правило, дети очень часто ходят без платочков, у них текут сопли или чихают и пр. И как бы не обращались к родителям, большинство их все ...

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками...

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками

Картотека игр и упражнений с носовыми платочками...