Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми с учетом ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. «Воздух, его свойства»
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Терехова Светлана Валерьяновна

Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkt_podg_gruppa.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми с учетом ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

                                                                         Автор-составитель:  С.В.Терехова                                                                                                                                 воспитатель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург, Колпино

2016г

«Воздух, его свойства»

 

Цель: Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

     

Познавательное развитие:

  • Расширять знания детей о воздухе.
  • Познакомить со способами обнаружения, его свойствами.
  • Развивать навыки проведения опытов и умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.

Речевое развитие:

  • Развивать свободное общение с детьми и взрослыми.
  • Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую речь.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, невидимый, легкий, глаголами: услышать, поймать, « запереть», а также такими словами как: без запаха, внутри нас.

 Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать гуманное отношение к живой природе.
  • Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях.
  • Воспитывать интерес, желание расширять свой кругозор.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, воспитывать любознательность, взаимопомощь.
  • Соблюдать правила безопасности во время опытов.

Предварительная работа:

  • Беседы и загадки о воздухе.
  • Рассматривание энциклопедий, журналов.
  • Слушание аудиозаписей «Воздух и ветер».
  • Наблюдения, игры на прогулке с вертушками.
  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Показ презентации о воздухе.
  • Изготовление вееров.
  • Чтение рассказов «Воздух»
  • Чтение сказки С.Путина «Сказка о воздушном шарике».
  • Чтение стихотворения С.Маршака «Мыльные пузыри».

Оборудование и материалы:

  • Ёмкости с водой по количеству детей.
  • Фартуки для детей, тряпочки.
  • Полиэтиленовые пакеты.
  • Надувные игрушки (мячи).
  • Веера.
  • Бутылочки с водой.
  • Трубочки
  •  Воздушные шары.
  • Листы бумаги, карандаши.
  • Музыкальный инструмент.

Ход НОД

 Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку.

Он нам нужен чтоб, дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но невидим он для нас.

Что это?  Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, продолжим изучение свойств воздуха, будем проводить опыты, как настоящие ученые.

             Что мы знаем о воздухе?

 ( Мы дышим воздухом он нужен всем живым существам, он везде. Человек не может жить без воздуха. Воздух – газ. Он состоит из разных газов. Большую часть занимает азот, чуть поменьше – кислород и маленькая часть – углекислый газ.  Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.

               Откуда берется кислород?

                Где нами легче дышать?

                Почему нам легче дышать, там, где много растений?

(Растениям необходим углекислый газ, который мы выдыхаем, они ловят его и возвращают нам в воздух кислород.)

                 Ребята, а кто из вас видел воздух?  (Ответы детей)

Мы знаем, что воздух везде, значит он есть и у нас в группе. Но мы его не видим. Значит, воздух, если мы его не видим, какой?

Что можно сказать?

Воздух – невидимый, прозрачный.

Опыт.

Как вы думаете, воздух можно поймать?

Как можно это сделать?

Как вы думаете, можно используя пакет поймать воздух? Как?

Давайте попробуем. У кого получилось?

(Набираем в пакет воздух и закручиваем его).

Что случилось с пакетом?

( Он стал, как воздушный шарик, надулся)

Что в нем?

(Воздухом наполнился пакет)

А теперь давайте выпустим воздух. Каким стал пакет? А почему?

(В нем нет воздуха)

Когда выпускали воздух вы его видели? 

Воздух прозрачный, невидимый, а чтобы его увидеть, его нужно поймать «запереть». Это мы сделали, мы его поймали и «заперли»  в пакете, а после выпустили.

  Как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух?

  Куда еще можно его «запереть»?  

( Надувные игрушки, надувные лодки, матрасы, круги для плавания)

Зачем нужны нам надувные лодки, матрасы, круги?

(Чтобы не утонуть)

Почему они не тонут?

Опыт:

Давайте вспомним правила работы с водой.

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело

Пролил воду, не беда

Тряпка под рукой всегда

Фартук друг, он нам помог

И никто здесь не промок.

Подойдите к столу, возьмите надувную игрушку (мяч) и опустите его в воду.

Что мы видим?  

(Он не тонет)

А почему?     (В нем воздух)

Возьмите теперь бутылку. Что в ней? Опустите ее в воду. Что мы видим?

(Она утонула). Почему?

Теперь аккуратно достаньте ее, откройте и вылейте воду в таз, опять закройте ее и опустите в воду.

Что мы видим?

(Она не утонула). Почему?

Что мы можем сказать.

(Бутылка с воздухом, не утонула, а плавала, она какая? –легкая, а бутылка, наполненная водой утонула – тяжелая, значит воздух – легкий, вода – тяжелая). Воздух легче воды.

Опыт:

Ребята, как вы думаете, внутри нас есть воздух?

Давайте проверим.

Возьмите трубочку и опустите ее в воду, а теперь подуйте в нее.

Что происходит?

(Воздух выходит в виде пузырьков).

Вывод: Воздух есть внутри нас.

Опыт:

Как воздух попадает в нас?

А теперь понюхайте воздух, он пахнет?

Возьмите веера и помашите ими. Что вы чувствуете?

(Воздух не пахнет, но иногда мы чувствуем запахи, воздух движется и доносит различные запахи, хотя сам запаха не имеет.)

Опыт:

Ребята, можно ли услышать воздух?

Давайте проверим.

Возьмите воздушный шарик и надуйте его, а потом отпустите.

Что мы услышали?

(Какой-то звук, шипение)

Воздух, который попал в шарик через нас, вырвался и мы его услышали.

А теперь возьмите бутылку и подуйте над горлышком пустой бутылки.

Вы слышите звук?

Когда мы дуем то заставляем воздух вибрировать внутри бутылки, он производит звук.

Как вы думаете, где люди используют это свойство воздуха?

(В игре на музыкальных инструментах)

Интересно было? Много сегодня узнали о воздухе.

Давайте еще раз вспомним, что мы узнали.

  • Воздух везде.
  • Мы дышим воздухом, без него нет жизни, он необходим.
  • Он есть внутри нас.
  • Внутри предметов.
  • Он легче воды.
  • Он невидимый, но его можно поймать.
  • Его можно услышать.

На сегодня наши исследования закончились. Тем, кто желает, предлагаю взять бумагу и карандаши и зарисовать проведенные опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Казачья хата»

Ознакомить детей с жильём казаков.Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»

Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быт...