Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)
Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быту казаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема: «Кубанское искусство - Петриковская роспись» | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Должанской муниципального образования Ейский район
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
по изобразительной деятельности
на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»
Воспитатель: Яшинскас Н. А.
2019 г
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)
Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быту казаков
Развивающие задачи: Развивать творческое воображение самостоятельность, аккуратность.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному искусству.
Методы и приёмы: показ, беседа, поощрение, показ слайдов
Предварительная работа: рассматривание альбома «Кубанские узоры», прослушивание песен «Кубанского казачьего хора», беседы о быте кубанских казаков, кубанских ремеслах.
Оборудование: Трафарет печи, элементы узоров для рассматривания, бумага, простые карандаши, гуашь, салфетки, таблицы «Петриковская роспись», мультимедийная установка.
Ход:
Организационный момент:
Дети входят под музыку «Кубанского казачьего хора»
Воспитатель: Здоровеньки будьте, казачата родные.
Дети: Здоровенько булы!
Давненько вы ко мне не заходили.
Как я вас видеть сегодня рада!
Милости просим до нашей хаты.
(дети садятся на лавку, стульчики)
Основная часть:
Расскажу сейчас я вам
О кубанских мастерах
Те, что создали для нас
Радость в песнях и делах.
Мы вспомним те былые времена
Как славно казаки трудились
После работы веселились
И чем горды были всегда!
Русский народ умел трудиться, были мастера и на Кубани. «Кто любит труд – того в народе чтут» так в народе говорят. В старину не было машин, люди все делали вручную: сеяли хлеб, жали его, молотили – «Хлеб, соль, вода – казацкая еда». И работали казаки с рассвета и до заката, не покладая рук. А про лодырей говорили: «Лень, отвари дверь, сгоришь!
Хоть сгорю, но не отварю.»
Не любили лентяев в народе, смеялись над ними и вот как говорили:
Дети:
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
- Крестьянская доля, на широком поле.
- Где работано, там и густо, а в ленивом дому - пусто.
- He всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Так же на Кубани процветали различные ремёсла, где трудились мастера- умельцы своего дела: гончарное дело, кузнечное, ткацкое и вышивальное ремесло, лозоплетение. (показ слайдов)
А сегодня мы познакомимся с Петриковской росписью .
Предложить детям для рассматривания слайды с Петриковской росписью.
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами попали на выставку кубанских мастеров, посмотрите, сколько предметов, украшенных яркими красками, нарядными узорами.
Эти узоры называются «Петриковская роспись». Это единственная на Кубани живопись. Она пришла к нам с Украины с казаками – переселенцами в виде настенной росписи. Казаки считали, что она защищает их хаты от «нечистой силы», поэтому, хозяйки старательно выбелив хату, старались расписать стены, печь иногда мебель. Позже, когда казаки перестали верить в защиту росписи, она стала просто украшением. Хозяйки соревновались в росписи своих домов. О самых удачливых, говорили: «Красиво как в церкви».
В хате перед входом висела подкова, она была оберегом от злых сил и приносила удачу.
Воспитатель: А, давайте поиграем в Кубанскую игру «Подкова»
Дети становятся в круг и по очереди под музыку подкову, выполняя при этом простые танцевальные движения, как только музыка замолкает, ребёнок, в руках, которого осталась подкова, выходит в круг и показывает любого танцевальное движение, дети за ним повторяют, игра проводиться (6-7раз).
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрим роспись. Что, представляют собой узоры? (Ответы детей).
Воспитатель: Какой основной орнамент?
Дети: - орнамент росписи растительный, преимущественно цветочный.
Воспитатель: Какие цвета использовали художники?
Дети: Вначале были только зеленые и красные цвета, со временем художники добавили в роспись и другие цвета.
Воспитатель: Что необходимо им было для работы?
Дети - их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, и просто пальцами. Отдельные элементы орнамента, например, изображение калины, роз, георгин, ягод выполнялись кончиком пальца, предварительно обмакнув его в краску. Краски получали из соков, отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела.
Воспитатель: Конечно же, нужны были краски, кисти, чтобы элементы рисунка получались одинаковыми, нужны были трафареты или печатки. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочки или комком тряпки (его называли «вихоть»). «Вихоть» опускали в краску, прижимали к стенке и получали пятно неопределенной формы. Точно так же, в качестве печатки использовали разрезанную картофелину или свеклу, с внутренней стороны которой вырезывали какой-нибудь орнамент. Цветы и листья чаще всего писали пальцами. Самые тонкие части орнамента выписывались тонкой палочкой.
Воспитатель: А теперь, давайте немного отдохнем:
Физкультминутка.
На краю станицы хата,
Разукрашена богато.
Здесь цветы, а здесь рябина,
Чудо-птица всем на диво.
Мы на хату поглядим,
На порожках посидим.
Пощелкаем семечки,
А кожурки – веничком
Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас попробовать себя в роли мастера-художника росписи.
Давайте распишем печь для казачки.
(Дети садятся за столы, где все приготовлено для рисования).
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом мы Петриковку
Будем дружно рисовать!
Воспитатель: Берём трафареты печи и обводим их простым карандашом. Теперь указательный палец макаем в гуашь и аккуратно рисуем орнамент, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести палец и выполнять правильные мазки. Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом пальцем делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру.
Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.
(Самостоятельная работа детей)
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, у вас получились прекрасные печи. Давайте рассмотрим все и выберем наиболее выразительные и самые аккуратные. Какое задние вам больше всего понравилось? Ребята, зачем мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание», « Речевое развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием Mimio - технологии «Скоро в школу»
Данное занятие будет интерсно педагогам, работающим на коррекционных группах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «В поисках сказки»»
Конспект НОД по развитию речи "В поисках сказки" для детей разновозрастной старшей подготовительной к школе группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Казачья хата»
Ознакомить детей с жильём казаков.Учить рисовать элементы кубанского творчества с помощью средств того времени (вихоть, пальцев).Мотивировать детей узнавать новое, о кубанском казачестве....
Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми с учетом ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. «Воздух, его свойства»
Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».
Обоснования выбранной педагогической технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...