Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет.
картотека по логопедии (младшая группа)

Прокопивнюк Ольга Викторовна

Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_2-3_goda.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет. 

       Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяются и обогащаются, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом детей. Самостоятельная речь детей проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл.

       В ходе занятий словарь детей обогащается: они узнают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д., овладеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации.

Импрессивная речь (понимание речи взрослого).

Задание 1. Понимание названий предметов и действий.

Предлагаю малышу выполнить ряд поручений с игрушками. Например, «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку» и т.д. Если ребенок выполняет поручения, перехожу к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов.

Выставляю перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предлагаю ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных.

Прошу малыша показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предлагаю ему определить части туловища животных (игрушки), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением.

Располагаю перед ребенком знакомые ему предметы, например: ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задаю вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов.

Перед ребенком располагаю сюжетные картинки, на которых изображен мальчик, совершающий различные действия. Предоставляю ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задаю ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов.

Предлагаю ребенку сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Задаю вопросы типа «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных.

Предлагаю ребенку выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов.

Даю ребенку задания типа «Положи мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предлагаю ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве.

Ребенок закрывает глаза, взрослый из разных пространственных точек подает свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенок определяет источник звука и его место расположения (игра «Жмурки»).

Неречевой функции ребенка (особенности сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания, а так же понимания ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение, на сколько это возможно).

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Предлагаю ребенку показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого прошу показать место расположения предметов в комнате. Например: «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предлагаю ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью рисую на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и прошу ребенка определить место нахождения фрукта.

Задание 2.Праксис позы.

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предлагаю ребенку повторять за мной различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3.Праксис мелкой моторики.

Прошу ребенка повторить за мной различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис.

Прошу ребенка повторить по подражанию моим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочку, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.(корчим рожицы).

Задание 5. Конструктивный праксис.

Предлагаю ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Невербальные компоненты.

Задание 1.  способности к подражанию.

Предлагаю ребенку копировать совершаемые мной действия и мимику. Это может быть махание руками, стук по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2.  способности к использованию бытовых жестов.

Прошу ребенка показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3.  понимание ребенком невербальных сигналов.

Предлагаю ребенку определить, что я показываю с помощью жестов. Речевое сопровождение действий отсутствует.

Задание 4.  способности к имитированию действий.

Предлагаю ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

Предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашенными, вызывать желание их выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

Игры и упражнения для развития речи детей от 0 до 3 х лет

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе предста...

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....