Презентация "Фонематический слух - основа правильной речи"
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Пилецкая Инна Алекс андровна

В материале представлены основные поняти по теме, возрастные нормы развития фонематического слуха, этапы развития, игры, упражнения , направленные на развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh-_osnova_pravilnoy_rechi.pptx836.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фонематический слух- основа правильной речи» подготовил учитель- логопед Пилецкая И.А. Декабрь ,2017 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Звездочка»

Слайд 2

Что такое фонематический слух? Фонематический слух-это способность слушать и различать звуки.

Слайд 3

Какие звуки чаще всего путают дети? Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению ): свистящие и шипящие звуки соноры твёрдые и мягкие звонкие и глухие далекие между собой звуки: к-т , г-д , с-х

Слайд 4

Возрастные нормы развития фонематического слуха 1год - малыш различает частопроизносимые слова. 2 год- ребенок в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. 3 год – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. 4 год - владеет навыком различения сходных фонем(звуков) на слух и в собственном произношении 5-6 год- формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове

Слайд 5

Этапы работы по развитию фонематического слуха: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте. ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов. ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Слайд 6

Первый уровень – узнавание неречевых звуков. « Чей голос?» Ребенок слушает аудиозапись голосов животных и определяет кому принадлежат голоса. «Найди пару» Для игры нужны одинаковые коробочки с различным наполнением: крупы, зерна, макароны, мелкие металлические и пластмассовые предметы. Ребенок ищет одинаково звучащие коробочки не открывая их; по звучанию. «Волшебная палочка» Взрослый стучит «волшебной палочкой» по разным предметам: деревянным, стеклянным, пластмассовым, металлическим. Ребенок запоминает звучание, а затем угадывает без зрительной опоры по чему стучала палочка.

Слайд 7

Второй уровень- различение звуков речи по тембру, силе и высоте . «Три медведя» Взрослый за ширмой произносит любую фразу из сказки «Три медведя» низким или высоким голосом Ребенок должен угадать, голос какого персонажа он слышал . «Гудок парохода» Взрослый за ширмой гудит низким или высоким голосом: «У-у-у!» Ребенок угадывает, какой пароходик гудит большой или маленький . «Звучащее солнышко» Для игры потребуется листок бумаги и желтый карандаш. В середине листочка нужно нарисовать круг – солнце. Взрослый за ширмой произносит какой – нибудь звук или играет на музыкальном инструменте. Если звучание было длительным, ребенок рисует длинный солнечный лучик, если коротким – короткий.

Слайд 8

Третий уровень- различение сходных между собой по звучанию слов. «Найди себе пару» Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: мишка - миска. Как усложнение задания - подобрать рифму самостоятельно. «Чем отличаются слова?» Ребенок определяет чем отличаются слова. Например, кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф. «Лишнее слово» Ребенок определяет лишнее слово в ряду и объясняет свой выбор. Например: канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

Слайд 9

Четвёртый уровень – различение слогов. «Глухие телефоны» Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он шепотом передает следующему и т.д., последний ребенок произносит вслух то, что услышал. Если была допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяется, кто ошибся. «Какой отличается?» Взрослый произносит серию слогов (например: ну– ну –но, сва – ска – сва , са –ша– са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Слайд 10

Пятый уровень – различение звуков Игра «Кто это? Что это?» Комарик говорит « зззз », жук жужжит« жжжж », машина едет « рррр ». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Слайд 11

Шестой уровень- освоение ребенком навыков анализа и синтеза. 1. Определение места звука в слове (звукобуквенный анализ и синтез слов).

Слайд 13

2.Слоговой анализ и синтез слов

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...