Игры для детей раннего возраста с задержкой речевого развития
методическая разработка по логопедии

Морозова Варвара Алексеевна
В данном материале описаны некоторые игры для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Информация будет полезной как для начинающих специалистов, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_zrr.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Упражнения и задания для детей с ЗРР должны быть интересными для ребенка, направленными на всестороннее и полноценное развитие (речевое, двигательное, социальное, познавательное), с задействованием всех сенсорных систем.  

Детям даются простые и понятные инструкции («Это туда», «Вот тут», «Кидай мне», «Дай Маме» и т.д).

Упор делается на сенсорные игры (игры с водой, красками, крупами, шишками, пластилином), звукоподражание, логоритмику (движения под музыку).

Главное, чтобы эти игры давали положительные эмоции, ведь на этом фоне могут появляться новые слова, быстрее происходит развитие пассивного и активного словаря.

Стоит учесть, что такие игры подходят детям с темповой задержкой речи (детям без органического поражения головного мозга, чье развитие отстает на 2-4 месяца, которым нужен небольшой «толчок» для развития). В остальных случаях рекомендуется посетить специалиста для составления индивидуального коррекционного маршрута.

Примеры игр:

  1. «Угости куклу и мишку яблоками» [1].

Задачи: учить сортировать предметы по одному из признаков (цвету- желтые и красные мячи (яблоки); продолжать знакомить детей с цветом предметов, расширять их чувственный опыт, организуя занятия с красными и желтыми мячами; учить действовать совместно со взрослыми (принимать помощь), стимулировать желание действовать по образцу.

«Дай кукле такое яблоко, желтое», «Дай мишке вот такое яблоко, красное», «Это такое яблоко? Найди такое же, вот оно такое, красное».

  1. «Яблоки на дереве» [1].

Задачи: знакомить детей с приемами работы с краской: использовать штампы для составления следов; закреплять навыки аккуратной работы с материалами; учить детей любоваться полученным результатом.

Дети оставляют отпечатки штампа на нарисованном (или приклеенном) дереве.

  1. «Будем печь пироги для куклы» [2].

Задачи: учить детей лепить из песка, с помощью формочек по подражанию действиям взрослых, развивать мелкую моторику, пополнять пассивный и активный словарь.

Необходим совочек и формочка. Предлагается ребенку копать песок, затем сажать рядом куклу. Достаем формочку и говорим: «Будем печь пироги кукле!». Делаем пироги, сопровождая разными междометиями. «Вот какой пирожок получился!».

Можно покормить куклу, предложить пирожок, проиграть сценку.

4. «Баран».

Задачи: развивать «щипковый захват», пополнять пассивный и активный словарь.

Берем вату и заворачиваем в нее барана, делаем для него шубу. Педагог рассказывает: «Это баран Петя. У него шуба. Снимай её». Ребенок отщипывает кусочек ваты и сдувает ее. Игра продолжается пока на баране не останется ваты.

5. «Дождь».

Задачи: пополнение активного и пассивного словаря.

Необходимы игрушки животных (медведя, лисы, зайца), тазик с водой, большая и маленькая губка, корабль/лодка.

Педагог придумывает целую историю: «Животные плывут на корабле и на них летит туча. Туча большая, капает «кап-кап». Затем летит маленькая. Капает дождик на медведя. О! Теперь на лису! Как капает дождик на зайчика? Правильно: кап-кап».

Чем больше эмоций и радости от педагога, тем больше эмоциональная вовлеченность ребенка и легче подтолкнуть ребенка к речевому сопровождению.

6. «Снежинки».

Необходима бумага, вата. С детьми делаем снежинки, рвем бумагу, вату и сдуваем с ладошки. Сопровождается игра междометиями (Ух, Ого, Вау, Ура, Дуй сюда и т.д).

7. «Сюрприз».

Необходимы игрушки животных, насекомых, различные предметы простой слоговой структуры (1 и 3 тип слоговой структуры слова, например, дыня, сова, ухо, муха, пони, киса, кит, бык и т.д).

Эти игрушки мы прячем в бумагу, фольгу, тесто, кинетический песок. Ребенку дается инструкция: «Спасай! Ищи! Найди!». Обнаруживая фигурку, мы задаем наводящие вопросы: «Это кто? Это что? Как говорит это животное?».

 Если ребенок затрудняется в ответе, молчит или неправильно называет, то взрослый самостоятельно комментирует, что нашли (Ого, Вау, Ура, Нашли, Ух ты, Это Сова, она говорит «ух- ух»).

Главное не отвечать за ребенка сразу, а давать ему время подумать и самостоятельно назвать, что он видит.

8. «Спасатели».

Задача:

Для игры также потребуются игрушки простой слоговой структуры. Эти игрушки мы клеим на скотч. «Кто-то попал в беду! Помогай! Спаси животных!». Снимая игрушки, ребенок также называет, обращает внимание на тех, кого нашли.

Такие игры могут быть самостоятельно преобразованы и дополнены индивидуальными задачами, которые необходимы тому или иному ребенку. Главное - это ваши желания и фантазии!

Список использованной литературы:

  1. Екжанова Е.А. Комплексная программа развития ребенка ребенка раннего возраста «Забавушка» (от 8 месяцев до 2 лет). – СПБ: КАРО, 2016 г. – 328 с.
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. -М.: Просвещение, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....