Статья "Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР"
статья по логопедии

Филиппова Марина Олеговна

В статье описывается эффективность использования в коррекционной работе игр на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР созданных при помощи электронных презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu_filippovoy_m.o.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 « Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР»

Автор: Филиппова Марина Олеговна учитель-логопед

ГБДОУ д/с №45 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» (ЗПР) является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка, вследствие минимальных органических поражений головного мозга.

Вследствие, этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

В результате особенностей психических функций для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохраненных звеньев, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности:

  1. Незрелость эмоции и воли;
  2. Слабая работоспособность;
  3. Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  4. Несформированность навыков интеллектуальной деятельности (нарушены основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнения и обобщения);
  5. Неполная сформированность навыков игровой деятельности;
  6. Низкая речевая активность.

У детей с ЗПР отмечается задержка развития речи. Первые слова появились к 1,5 годам, некоторых детей ещё позже. Особенности речи у этих детей проявляются в бедности лексико-семантической стороны речи (дети с ЗПР не знают многих слов: названий овощей, фруктов, ягод, мебели, диких и домашних животных, профессий) в ограниченном объёме словаря, неточном употреблении слов. Особую трудность вызывает употребление обобщающих понятий (мебель, посуда и т.д.). Дети не осознают взаимоотношений между родовыми и видовыми понятиями (стол, шкаф, мебель, кровать). Дети с ЗПР в самостоятельной речи очень мало используют небольшое количество прилагательных и наречий.

Становление словообразовательных процессов у детей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии.

Таким образом, нарушения грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития проявляются в процессах понимания и порождения речевого высказывания и являются стойкими и разнообразными. Аграмматизмы проявляются на уровне слов, предложений и связного текста. Недоразвитие грамматического строя речи в школьном возрасте может привести к появлению вторичных речевых расстройств (дисграфии и дислексии).

Учитывая, особенности в психическом и речевом развитии дошкольников с задержкой психического развития, необходим, особый подбор дидактического материла:

  1. Наглядный и реалистичный;
  2. Яркий и красочный;
  3. Доступный для восприятия детей с ЗПР;

Кроме того, для дидактического материала, используемого в коррекционном саду должна быть возможность применения его другими участниками педагогического процесса (учитель-дефектолог, воспитатели, родители), для закрепления результата. Естественно, что дидактический материал должен быть подобран ко всем лексическим темам.

Все эти требования осложняют процесс подбора дидактического материала:

  1. Необходимо очень большое количество пособий, что требует дополнительного места для размещения дидактического материала и повышает его стоимость;
  2. Родители не имеют времени и средств для приобретения дидактических пособий;
  3. Не все изданные пособия учитывают специфику развития дошкольников с ЗПР (маленькие иллюстрации, размещение нескольких иллюстраций на одном листе, наличие второстепенных деталей, на которые рассеивается внимание дошкольника с ЗПР, качество рисунков).

Создание дидактических пособий с помощью электронных презентаций помогает решить эти проблемы и имеет ряд преимуществ:

  1. Вы сами подбираете материал с учётом дидактических требований к материалу и уровня развития ваших воспитанников;
  2. Наглядный, красочный материал на электронном носителе вызывает стойкое непроизвольное внимание, даже у дошкольников с ЗПР;
  3. Доступность Интернет ресурсов понижает стоимость пособий;
  4. Дидактическое пособие, созданное в электронном виде вы можете разместить на своем сайте, группы или образовательного учреждения, тем самым сделать его доступным для родителей. Поддержка родителей – залог успеха и эффективности вашей образовательной деятельности.

Любой электронный дидактический материал проходит обязательную процедуру методической проверки на соответствие его требованиям, предъявляемым к педагогическим пособиям, к возрасту, к возможностям детей с ЗПР.

В состав экспертной комиссии по оценке  электронного пособия входят:

Заместитель заведующего по УВР, старший учитель-дефектолог, учитель-логопед с высшей категорией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...

Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР

Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного слова...

Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Дано описание методов и приемов коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...