Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Глаголева Лариса Викторовна

статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сюжетно-ролевая игра59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ № 2155 компенсирующего вида  для детей ЗПР г.  Москвы

Глаголева Лариса Викторовна  - учитель-дефектолог

Тел. дом: 8-499 164-32-18  (сот. 8-9104636332)

Г. Москва,  ул. Амурская.-72,  тел. 462-44-61

Эл. Почта glagolevalara@mail/ru

«Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей  с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, —я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда.

     Проблема речевого недоразвития и коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития является актуальной для практики  учителей-дефектологов и логопедов.

     Изучение  особенностей лексико-грамматического строя речи  у детей с речевыми нарушениями, диагностика и методика коррекции глагольной лексики, словоизменения глаголов  отражены в трудах    кандидатом педагогических наук  Боряковой Н. Ю. и  кандидатом педагогических наук   учителем - логопедом  Матросовой Т. А.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
  2. Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
  3. Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей;

    4. Одна из  важных задач моей работы обусловлена  тем, что дошкольники с задержкой психического развития, имеющие речевые нарушения  как правило,  пользуются только бытовой лексикой,  обнаруживают бедность глагольного словаря и  отличаются несформированностью  навыка словоизменения глаголов.

-Почему  я  уделяю  глаголу особое внимание?

      Глагол играет важную роль в развитии ребенка с задержкой психического развития:

-умение выделять действия  и обозначать их словом влечет за собой  более быстрое  развитие всех мыслительных операций, способствует развитию понятийного мышления.

-усвоение глаголов  способствует  формированию синтаксической структуры  предложений.

      Коррекционную логопедическую работу  над формированием словоизменения   глаголов проводится по следующим направлениям:  

-расширение глагольной лексики;

 -уточнение лексического значения глаголов;  

-формирование  словообразования глагола    - образование и дифференциация приставочных глаголов;

-создание условий для формирования речевой деятельности  с опорой на игровые действия, на умение строить предложения в процессе предметно-практической деятельности -  одна из  основных задач в логопедической практике.

       Одним из средств формирования  словоизменения глагола  мною выбрана сюжетно-ролевая игра. В процессе игры   у детей формируется речь  как средство общения, программирования и регуляции деятельности.

    В совместных играх развиваются воображение, мышление, речь, внимание и память детей. Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у  старшего дошкольника потребность в партнерском взаимодействии с другими детьми. Возникает необходимость в цепочке ролей (полицейский-водитель, …), в согласовании ролевых действий. Организуя сюжетно-ролевую игру  для детей с ОВЗ (задержка психического и речевого развития),   учитель- логопед создает игровой замысел, обогащая  их  представления об окружающем мире,  определяет ролевое поведение детей согласно поворотам сюжета, и главное  формирует  правильное  речевое  сопровождение действий.   Логопед  моделирует сюжетно-ролевую игру  и создает ситуацию общения, требующую определенного типа высказывания. Важно учить детей  сопровождать речью свою деятельность.

Поэтому методический  подход к  организации игры предполагает: 1.Использование реальных предметов,  предметов  - заместителей, наглядных моделей.

2.Разыгрываются знакомые, готовые сюжеты.

3.Учитель-логопед в процессе подготовки к игре  отмечает уровень игровых умений детей, выделяет инициативных, активных. Учитывает, как можно  распределить роли между пассивными детьми.

4. При условии грамотного  логопедического сопровождения  учитель проводит специальные упражнения, включая их в индивидуальную работу с ребенком. Учит ребенка сопровождать высказывание, выделяя интонацию,  передавая эмоциональное состояние  персонажа, подбирает мимику и жесты.

5.После индивидуальной работы  учитель-логопед организует работу парами (малыми подгруппами)  с целью  отработки диалога персонажей, корректирует работу по взаимодействию между детьми. Это сочетание:  индивидуальной, подгрупповой и общегрупповой  работы необходимое условие  для  успешной реалицации  задач, которые ставит логопед в  организации сюжетно-ролевой игры.

6. По мере освоения детьми  новых предметных действий  расширяется и их  глагольный  словарь. Работа над уточнением и расширением словаря учителем – логопедом организуется путем: интонационного выделения слова,  повторного  индивидуального и  хорового проговаривания, пояснением и толкованием слова, употребления слова в контексте.

7.  При отборе слов (глаголов) учитывается их целесообразность, часта употребления, сочетание  слова с практическим действием.

8. Каждая приставка (по предложенной методике) отрабатывается по плану:

-усвоение значения приставки ( подъехал, подлетел, подошел,…)

-Сопоставление однокоренных глаголов с разными приставками (подъехал- отъехал)

-усвоение  соотношения приставки и соответствующих предлогов  (под –  от)

-дифференциация приставок разным значением.

С целью уточнения  понимания приставок   выполняются действия по заданию логопеда.

9.  Затем учитель-логопед переходит  к закреплению правильного употребления приставочных глаголов  в самостоятельной речи.

Эти задачи успешно реализуются  с применением информационно- коммуникативных технологий.

Импульсом для разработки проблемы использования ИКТ в процессе обучения послужили работы о понятии «Зона ближайшего развития» /мышление и речь/ Л. С. Выготского.

ИКТ- средство организации парных взаимодействий в процессе решения задач, а также средство организации совместной учебной деятельности.

Использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ)- это инструмент мотивации и развития детей, расширения их кругозора. Это важная составляющая   современного учебного процесса наряду со многими  другими  видами деятельности.

Одним из очень интересных  видов ИКТ  в дошкольном образовании являются – цифровые и программируемые игрушки.

Интерактивная игрушка – специальная игрушка,  с программной начинкой, позволяющая ребенку совершать  целенаправленные действия.  

В    работе с такой игрушкой ребенок должен увидеть задачу с точки зрения этой игрушки. Это стимулирует навыки решения поставленных задач и развивает универсальные учебные  действия.

Специфика использования интерактивной игрушки для детей  с  особыми образовательными потребностями:

1.Способствует творческому развитию и самовыражению.  

2.Поможет продиагностировать начальный уровень развития знания и умений.

3.Формирует новые или имеющие навыки.

4.Адаптирует учебный материал к индивидуальным потребностям ребенка.

5. Выявит скрытые возможности у  детей, имеющих коммуникативные проблемы.

6. Повысит мотивацию  к обучению и коммуникации.

Для организации работы-игры  с использованием цифровой игрушки необходимо создать  среду:  организовать пространство, учитывая практичность, функциональность, безопасность; установить правила  пользования  игрушкой  для детей.

Для детей с ОВЗ игрушку можно использовать в  различных видах деятельности, но соблюдая определенные правила:

-Инструмент  ИКТ должен быть образовательным -  игрушка должна привлекать внимание,  быть доступной и понятной.

- Инструмент должен  быть понятен ребенку - знакомить с  игрушкой  нужно   индивидуально,  чтобы исключить детский конфликт   и обеспечить   доступное обучение  действиям с игрушкой и личное проявление интереса к игре.

- Инструмент должен способствовать интеграции -  игрушку можно использовать в играх  малыми подгруппами (2 ребенка). Это обеспечит ребенку возможность проявить свои умения и  продемонстрировать их сверстнику.

- Инструмент должен поддерживать игру -  после  предварительной работы игрушка может использоваться в любых игровых моментах в большой группе сверстников, но только  при организации игры взрослым.

-Интеграция должна поддерживать вовлечение родителей и ДОУ.

 -В самостоятельной игре такие игрушки используются только после воспитания у детей чувства дружеского  отношения к сверстнику:  «Сначала ты поиграй, а потом я»;   бережного  отношения к этому хрупкому предмету; обучения и умения  разворачивать сюжетную игру самостоятельно.

Важную роль  в работе с применением ИКТ  является стратегия  вовлечения родителей  в процесс интеграции.  Учитель-логопед проводит консультации  по  правильной организации игр  с  применением интерактивной игрушки в домашних условиях,  формирует положительное отношение к ИКТ,  проводит опросы и организует открытые занятия.

Планируя работу с интерактивной игрушкой (например,  машинкой с программным управлением)  учитель-логопед внимательно наблюдает за личностью каждого ребенка,  пытаясь понять его  интересы и возможности: владение словарем,  словоизменением глаголов, пространственной ориентировкой, …. Определяет или уточняет уровни сложности задач, которые должен решить ребенок: определить пространственное положение машинки (направо - налево), понимать  принцип управления  этим предметом (пульт - кнопки), выполнять действия по заданию педагога  (выехала, подъехала, объехала, заехала,…).  Для каждого конкретного ребенка  учитель-логопед  продумывает роль (водитель- полицейский- автозаправщик),  речевой материал, который будет использоваться  в игре, место и время его участия. Все эти задачи решаются в  организации индивидуальной работы с ребенком.  

Заключительным этапом  является организация  сюжетно-ролевой игры большой  подгруппой, где  каждому ребенку  предоставляется возможность приобрести опыт сотрудничества и построение отношений в команде.  Для каждого ребенка  необходимо время для его самовыражения, педагог определяет очередность. В какой-то момент выбирается один, а остальные наблюдатели. У зрителей-слушателей  развиваются мета- когнитивные навыки.  Главное- ребенок демонстрирует свои результаты.

Процесс интеграции ИКТ в дошкольном образовании  имеет  различные аспекты и одним из них, как  воспринимают ИКТ (интерактивную игрушку)  дети, каковы   формы  организации этой работы?

 Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать. Дети   с удовольствием вовлекаются в этот процесс,  проявляют заинтересованность и  привлекают родителей  как партнеров  по игре. Предлагаемый вид деятельности  раскрывает больше возможностей   для формирования глагольной лексики и  грамматических значений глагола.  Позволяет применить индивидуально-дифференцированный  подход в процессе  коррекции  недостатков речевого развития.

Сюжетно-ролевая игра «Мы хорошие водители»

(старшая группа)

Программное содержание:

-развивать игровые умения детей; поощрять самостоятельность ребенка в игре, в выборе роли;

-расширять представления об окружающем мире; активизировать  словарную работу по глагольной лексике;

- формировать   навык  словоизменения глаголов,  образование и дифференциация приставочных глаголов (подъехала,  отъехала, объехала)

-Автоматизация звука Р.

Материалы: Крупный строительный материал. Конструктор ЛЕГО «Бензозаправка», маленькие машинки и одна цифровая большая машина.

Ход занятия:

Дети выстраивают из крупного конструктора  дома, создавая модель города, улицы и бензозаправку.

Учитель-логопед предлагает детям познакомиться с новой игрушкой – цифровой  машинкой с пультом управления. Уточняя части машины. Правила  управления ею.  Повторяют упражнения по развитию лексики:  пройденный материал по словоизменению существительного (машина - машины, много машин). Знакомит с профессией водителя.  Обыгрываются  рифмованные  звукосочетания и фразы (закончи предложение).  Создает познавательную (осмысленную)  мотивацию с применением модели артикуляции звука Р (мотор).  

Педагог вовлекает детей в  игру распределяет роли, по желанию детей и  при выполнении практических действий с машинкой  организует хоровое сопровождение звука  проезжающей машины (Р…..Р…..)

Учитывая  принцип дозированного объема, учитель-логопед   ограничивается  уточнением 2–х  действий  с машинкой  «подъехала к заправочной станции и отъехала от нее», в заключении знакомит с глаголом «объехала вокруг заправки». Дети по очереди  управляют машинкой: она от исходной позиции должна подъехать к заправке и отъехать от нее, не создавая аварийной ситуации.  Движение машины контролирует полицейский, который разворачивая диалог, дает оценку действиям водителя – поощряет, или делает внушение. Учитель-логопед  предлагает всем детям   роль водителя.  Главное – оречевление выполняемых действий ребенком, направленное на практическое усвоение словоизменения глаголов.

В конце  игры учитель-логопед предлагает детям,  соблюдая  инструкцию, (порядок действий)  разобрать «город».

Продуманная и последовательная работа, включение    использование ИКТ в разные дисциплины  учебного и воспитательного процесса – залог успеха. Включение  в логопедические занятия  таких видов работ способствует росту коммуникации, лучшему усвоению смысловой стороны речи, а также развитию социализации.

Литература:

      Л. С. Выготский «Мышление и речь»  (зона ближайшего развития). 

        Изд. 5, испр. — Издательство   "Лабиринт", М. , 1999.

Н. Ю. Борякова Т. А. Матросова «Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного развития» на примере глагольной лексики.

Андреев А.А.   «Средства новых информационных технологий в образовании:  систематизация и тенденции развития.»  М.:ВУ, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи «Профессии»

Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи«Профессии»...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.

Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...

Статья «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, у...

Статья "Использование электронных презентаций для коррекции лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР"

В статье описывается эффективность использования в коррекционной работе игр на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР созданных при помощи электронных презентаций....