Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического слуха. Материал содержит практическую подборку игр и упражнений для каждого этапа работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»

Цель:

Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.

Оборудование: игры на развитие фонематического слуха, презентация.

Ход мастер-класса

 Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос:

Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?

Пора задуматься всерьёз…

    Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному.

    Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. 

    Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря  ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

    Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Задания предлагаются в строгой последовательности, подразделяясь на несколько этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

    Работа по развитию фонематического слуха начинается в раннем  дошкольном возрасте  на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи.

1 этап – Узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы:

- Послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

- Игра «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!

- Игра «Большой или маленький» Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.

Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыши должны узнать и показать, который из зайцев только что играл.

- Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучание элементов одежды (виды застёжек: кнопки, молнии, липучки; виды тканей: шуршит - не шуршит).

Игры с педагогами

1. «Что звучит? »

На столе несколько предметов (или игрушеки). Предложить внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет и их последовательность. За ширмой стучать карандашом о стакан, греметь коробкой с кнопками, погремушкой, двумя колокольчика, свисток.

Педагог должен повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать.

2. «Поставь по порядку»

За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.

3. «Что делаю?» Эта игра используется для детей старших групп. Обратить внимание на звучание элементов и назвать их действия. 

Действия: застегнуть молнию, липучки, наливать воду, сломать ветку, перелистывать журнал, шуршать целлофановым пакетом, мять бумагу.

При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться 

развитием чувства ритма.

4.  «Похлопаем», «Постучим», «Потопаем» 

Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:

- на слух: II – I - II;

- с закрытыми глазами: I – II – II - I;

- по картинке (см. презентацию).

Хочется отметить, что параллельно идёт работа над артикуляцией органов речи при подражании звукам и проговаривании.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игры:

- «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);

- «Кто зовёт маму?» (угадай детёныша животных: раздаются картинки с изображением домашних животных);

- «Угадай, кто кричит?»

- «Произнеси тихо (громко)»,

- «Угадай, чей голос?»

- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

- Игры с использованием драматизации. «Три медведя», «Теремок»
- Игра «Далеко - близко».

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игры с педагогами

1.«Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая работе мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.

Так же можно обыграть другие фразы: «Наши ноги ходили по дороге»

Игра с хлопками. Стихи: Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (руки над головой).

2. Проговаривать стихотворение со звуком А. Проговаривают все педагоги.

А! – со мною вместе пойте (Произносить звук А.)

А! – пошире рот откройте!

А! – споём мы высоко, ААААА (Петь высоким голосом.)

А - споём мы низко. (Петь низким голосом.)

А – споём мы далеко, (Рукой можно показать, что звук далеко.)

А – споём мы близко. (Рукой можно показать, что звук близко.)

А – шепнём, (Говорить шёпотом.)

А – крикнем громко. (Говорить громко.)

А – спокойно скажем мы.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

3. Проговаривание фразы с разной интонацией.

« Я котлеты жарила и не дожарила»

- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, как Настенька.

- Педагогам предлагается отгадать интонацию. Раздаются карточки - говорить сердито, весело, испуганно. Остальные отгадывают интонацию.

3 этап – Различение слов, близких по слоговому составу.

Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»

- «Не ошибись» На картинке изображение: «Бумага». Называть эту картинку то правильно, то неправильно. Хлопнуть в ладоши, если услышите правильное слово». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».

Начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.

- Использовать стихи для включения в них недостающего слова.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра с педагогами.

«Какое слово не подходит?» 

Выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан, утка-будка-дудка-дудочка, сок-сок-ток-сок.

4 этап – Различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игры:

- «Кто как кричит?»

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

- «Какой слог лишний?» Педагог произносит ряды слогов. Например:ба-ба-па-ба, са-са-за-са. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

- «Запомни-повтори» Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы. С наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.

- «Телефон» Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух. 

Игры с педагогами

1.«Выйди вон» Педагоги стоят в ряд. Нужно сделать шаг вперёд, когда услышишь другой слог. Показывать на каждого педагога, называя слог.

СА-СА-СА-ЗА-СА ПТА-ПТА-ПТЫ-ПТА-ПТА

2. «Повтори слоговой ряд» Педагоги по очереди повторяют слоги. 

та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га

па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё

па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта

пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму,

пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо

5 этап – Различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).

Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый показывает картинки: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

- Игра «Медведица и медвежонок». Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: [Ы-Ы-Ы], потом медвежонок: [И-И-И]. Потом они уходят за ширму. Дети должны догадаться, кто их зовет. (За ширмой произносятся звуки [и], [ы].)

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

- Игра «Прогулка на велосипедах». Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с- с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

- Игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

- «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.

- «Разведчики». Детям предлагается найти предметы, в названии которых есть заданный звук.

- «Бусы» Дети по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук.

Игры с педагогами

1. «Исправь Звукознайкины ошибки».

Звукознайка был очень любопытным и часто торопился. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Коска ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

Мама валит касу.

2. «Подбери правильно рифму»

Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе. (санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп)

Не случайно у сестрички фантики, а в косичках (бантики)

Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

«Грузы я возить привык!» — Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)

Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)

Итог.

   Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает способность ребенка правильно различать звуки, правильно произносить слова, не путать слоги, а также, свидетельствует о готовности ребенка к чтению и письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного                         в...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.

В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»

Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....