Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Статья посвящена фонематическому анализу как ключевому элементу развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. В ней рассматриваются этапы формирования этой способности, включая выделение звуков в словах и слогах, а также сложности, связанные с восприятием гласных. Автор предлагает практические рекомендации по использованию игровых методов обучения для более эффективного формирования фонематического анализа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы.
Подготовила
Мещерякова С. В.
учитель-логопед
Коркино
2025
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).
Начальным этапом в развитии фонематического анализа и синтеза является развитие слухового внимания, анализ ряда неречевых звуков. Эта работа проводится в следующей последовательности:
- знакомство с понятием «звук». Правило: звуки мы слышим и произносим. Игры на развитие слухового внимания («Молчанка», «Где позвонили?» и др.)
- знакомство с понятием «ряд». Сказка «Репка» (начало, середина, конец ряда).
- анализ ряда неречевых звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)
Следующим этапом является работа с речевыми звуками, то есть развитие фонематического анализа и синтеза, которое проводится в следующей последовательности:
- выделение (узнавание) звука на фоне звуков, т.е. определение наличия звука в ряде звуков
- выделение (узнавание) звука на фоне слогов, т.е. определение наличия звука в слоге
- выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове
- выделение звука в начале, в конце слова (определить первый или последний звук в слове)
- анализ и синтез ряда гласных звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)
- анализ и синтез обратного слога (определение количества и последовательности звуков в слоге)
- анализ и синтез прямого слога (определение количества и последовательности звуков в слоге)
- анализ и синтез односложного слова (определение количества, последовательности звуков в слове, места звука в слове )
- анализ двусложного слова (открытые слоги) и т.д.
Знакомство с понятием «звук»
Знакомство с понятием «звук» проводится в игровой форме. За ширмой или в «волшебной» коробке находятся звучащие предметы. Дети могут закрыть глаза. Издаётся звук и задаётся вопрос: «Что это было?» (погремушка, бубен, бумага…). «Как вы догадались?» (услышали). «Что услышали?» (звук). Делается вывод, что звуки мы слышим.
За экраном произносится звук [У], задаётся вопрос, что слышали дети (звук). Как он появился? (вы сказали, произнесли). Делается вывод, что звуки мы произносим. В итоге формулируем правило: звуки мы слышим и произносим. Закрепляется это правило в играх.
Знакомство с понятием «ряд»
Для знакомства берём настольный театр «Репка». Дети вместе с логопедом рассказывают сказку и появляются герои. В конце выясняется, как выстроились герои (в ряд). У ряда есть начало, середина и конец. Начало ряда слева (у левой руки). В начале может быть только один герой. Конец ряда справа (правая рука). В конце ряда тоже может быть только один герой. Между ними – в середине ряда – много героев. Может быть один, два и т.д. Понятие «ряд» закрепляется в играх на любом лексическом материале, дети сами выстраиваются в ряд, выясняют, кто в начале ряда, кто в середине, кто в конце.
Анализ ряда неречевых звуков
Проводится в игровой форме. Необходима ширма, «волшебная» коробка, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и т.д. Дети слушают и запоминают звуки по порядку, затем называют, что они услышали. Предметы выкладываются в ряд. Анализ проводится по алгоритму: сколько звуков, какой первый, второй, третий…? Какой звук в начале? Какой звук в конце? В середине? Начинаем проводить анализ с двух звуков, затем увеличиваем количество.
Развитие фонематического анализа и синтеза
В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнают гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяют из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки – наоборот, из конца слова.
С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука. Поэтому работу начинаем с анализа ряда гласных звуков, соблюдая последовательность.
Выделение (узнавание) звука на фоне звуков, т.е. определение наличия звука в ряде звуков
Знакомим с гласным звуком, уточняем артикуляцию, обозначаем символом, в старшем дошкольном возрасте знакомим с буквой и запоминаем правило, что буквы мы видим и пишем.
Определяется наличие заданного звука среди ряда звуков. Даются следующие задания: хлопни, если услышишь звук; подними символ звука, когда его услышишь; выложи столько символов звука, сколько раз его услышишь и т.д..
Выделение (узнавание) звука на фоне слогов, слов проводится аналогично.
Выделение звука в начале, в конце слова (определить первый или последний звук в слове)
Начинаем работу с выделения ударного гласного в начале слова, при работе с гласным звуком [Ы], выделяем его в конце слова.
Анализ и синтез ряда гласных звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)
Начинаем работу с анализа ряда двух звуков. Логопед за экраном произносит звуки, дети должны запомнить количество и последовательность звуков. Анализ проводится по следующему алгоритму: сколько звуков вы услышали? Какой звук первый, какой второй? Какой звук в начале? Какой в конце? Затем дети выкладывают символы данных звуков, произносят, а старшие дошкольники под символами кладут буквы и читают. По мере знакомства с гласными звуками ряд увеличивается до шести звуков. Анализ ряда звуков проводится по алгоритму: сколько звуков? Назовите по порядку. Какой звук в начале? Какой в конце? Какой (какие) в середине. Затем дети самостоятельно выкладывают ряд символов и букв (старшие дошкольники).
Анализ и синтез обратного слога
Проводится после знакомства с согласным звуком, его характером, сформированным умением выделять его на фоне звуков, слогов, слов, из начала и конца слова, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога проводится по следующему алгоритму: сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй? Затем слог выкладывается из символов и букв, после чего дети читают слог.
Анализ и синтез прямого слога
Проводится по тому же алгоритму, что и анализ обратного слога.
Анализ и синтез односложного слова
При формировании сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы указанные в исследованиях П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. В связи с этим выделяются следующие этапы формирования функции фонематического анализа.
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове, символы звуков. Например, анализ слова мак проводится следующим образом. Предлагается картинка на которой нарисован мак. Под ней – схема, состоящая из трёх клеточек. Логопед задаёт следующие вопросы: «Какой первый звук в слове мак?» (Звук [м]) В первую клеточку кладут символ звука [м]. Слово повторяется. «Какой звук слышится в слове после звука [м]?» (Звук [а]). Дети выкладывают символ звука во вторую клеточку. Предлагается ещё раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после [а]. Определяют, что после [а] слышится звук [к], и выкладывают символ звука в последнюю клеточку. Затем по схеме повторяют последовательность звуков в слове: какой звук первый? Какой второй? Какой третий? Сколько звуков в слове? Какой звук в начале слова? Какой в конце слова? Какой в середине?
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления её. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. Называют какой звук в начале слова, в конце, в середине слова.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они выбирают картинку, в названии которой пять звуков. При этом картинки не называются.
В процессе дальнейшего формирования фонематического анализа происходит усложнение речевого материала. После односложных слов без стечения согласных берутся для анализа двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, щука и т.д.;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, лужок и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: утка и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол и т.д.;
односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк и т.д.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: кн. Для логопедов [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с. : ил.
- Логопедия : учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с. : ил.
- Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селивёрстов. – М.:ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
- Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста. Этапы работы
Этапы работы...
Мастер-класс для педагогов "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
Мастер-класс "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" разработан для того, чтобы помочь педагогам правильно организовать в условиях ...

«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ»
Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия....

Методическая разработка: «Картотека дидактических заданий для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»м
Одним из основных и важных критериев становления правильного звукопроизношения является наличие развитого фонематического слуха. Практика в коррекционной работе показывает, что несформированность фоне...
