Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста. Этапы работы
консультация по обучению грамоте

Самовилова Алла Владимировна

Этапы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.

 Этапы работы

В настоящее время существует два вида фонематического анализа: это сложный и элементарный анализ. Под элементарным понимается такая работа, когда на фоне слова происходит узнавание или выделение звука. В дошкольном возрасте такой анализ чаще всего осуществляется спонтанным образом. Промежуточной и более сложной формой следует назвать определение места звука в слове (это может быть начало, середина или конец), а также вычленение в слове первого и последнего звука. Наиболее сложной формой фонематического анализа является определение той последовательности, с которой звуки располагаются в слове, а также их количество и место по отношению к другим. Данный вид фонематического анализа доступен детям только в процессе специально осуществляемого обучения (В.К. Орфинская).

Развитие фонематического анализа и синтеза включает ряд последовательных этапов, первым из которых является развитие слухового внимания ребенка, проведение анализа ряда неречевых звуков. Данная работа должна осуществляться в последовательности, описанной ниже:

1) Прежде всего происходит знакомство с понятием звука. Детям доносится правило, согласно которому звуки – это то, что человек слышит и произносит. На данном этапе используются игры, позволяющие развивать слуховое внимание. В качестве примеров таких игр можно назвать игру «Где позвонили?», «Молчанка» и пр.

2) Далее осуществляется знакомство с понятием ряда. Примером игры в данном случае можно назвать игру «Репка», посредством которой дети знакомятся с началом, серединой и концом ряда.

3) В дальнейшем дети учатся анализировать ряд неречевых звуков. Определяется последовательность звуков, их место и количество в сравнении с другими.

На следующем этапе происходит развитие фонематического анализа и синтеза, в основе которого находится работа с речевыми звуками. Данный этап предполагает следующую последовательность.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Развитие элементарных форм фонематического анализа обязательно подразумевает учет характера звуков, их положения в слове, произносительных особенностей звукового ряда и пр., поскольку от этого зависит сформированность умений вычленять и выделять определенные звуки.

Исследования показывают, что гласные ударные звуки узнаются более легко по сравнению с безударными. Выделение ударных звуков легче делается из начала слова, чем из середины или конца. Также лучше воспринимаются сонорные и щелевые звуки, поскольку являются более длительными по сравнению с взрывными. Последние выделяются из конца слова, в то время как щелевые легче выделить из начала.

Определить в слове главный звук и выделить его в конце слова детям зачастую очень непросто. Проблема состоит в сложностях расчленения слова на звуки, кроме того, играет определенную роль восприятие. Дошкольники могут воспринимать гласный звук как оттенок согласного, не видя в нем самостоятельного звука. По этой причине важно, чтобы работа начиналась в определенной последовательности, с анализа гласных звуков.

Выделение (узнавание) звука на фоне звуков, то есть определение наличия звука в ряде звуков

На данном этапе детей знакомят с гласными звуками, происходит уточнение соответствующей артикуляции, обозначение символов. Если дети уже находятся в старшем дошкольном возрасте, их знакомят с буквами, кроме того, важно запомнить правило, что буквы мы видим и пишем.

В ряде звуков осуществляется определение наличия конкретного звука. С этой целью детям могут быть предложены задания следующего характера: когда услышишь звук, подними его символ; хлопни в том случае, если услышишь определенный звук; сколько раз услышишь звук, столько его символов нужно выложить и пр.

Аналогичным образом осуществляется выделение или узнавание звука на фоне ряда слогов.

Выделение звука в начале, в конце слова (определить первый или последний звук в слове)

Работа начинается с выделения в начале слова ударного главного. Если же ведется работа со звуком [Ы], то он выделяется в конце слова.

Анализ и синтез ряда гласных звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)

На данном этапе проводится анализ ряда двух звуков. Находясь за экраном, педагог произносит определенные звуки, а для детей важно запомнить их последовательность и количество. Имеет место следующий алгоритм анализа: Сколько звуков вы услышали? Какой звук является первым, а какой – вторым? Какие из звуков находятся в начале и конце ряда? Далее необходимо, чтобы дети выложили символы рассмотренных звуков и смогли их произнести. При работе со старшими дошкольниками также под символами звуков кладутся и читаются соответствующие буквы. Постепенно происходит увеличение гласных звуков до шести. Существует следующие алгоритм анализа ряда звуков: Сколько всего звуков в ряду? Назовите их по порядку. Какие звуки находятся в начале / середине/ конце ряда? Старшие дошкольники в ходе проведения данной работы также должны выложить ряд букв и символов.

Анализ и синтез обратного слога

Данный этап осуществляется после того, как дети познакомились с согласными звуками, узнали их характер, а также сформировались умения выделять эти звуки на фоне других звуков, слов и слогов, в конце и начале слова, выделять в слове определенную позицию звука. Используется следующий алгоритм: Определите количество звуков в слоге. Какие звуки стоят первыми, вторыми? Далее из символов и букв дети выкладывают слово и прочитывают его.

Анализ и синтез прямого слога

В данном случае используется такой же алгоритм, как и при анализе обратных слогов.

Анализ и синтез односложного слова

Формирование сложных форм фонематического анализа, таких, как определение количества, места, последовательности звуков в словах, важно учитывать, что существует ряд этапов, которые должно пройти любое умственное действие. Об этом идет речь в работах Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и других авторов. С учетом изложенного существует определенная последовательность формирования функций фонематического анализа.

На первом этапе формируется фонематический анализ, который опирается на внешние действия и вспомогательные средства.

Данная работа ведется так. Дошкольникам показывают картину, название которой им нужно проанализировать. Также дается графическая схема слов, в которой клеточки расположены в соответствии с количеством звуков, предлагаются символы звуков. Рассмотрим особенности данного этапа на примере работы со словом мак. Детям показывается картинка, изображающая цветок. По ней нарисована схема, включающая три клеточки. Логопед задает вопросы следующего плана: «Какой первый звук в словемак?» (Звук [м]) В первую клеточку кладут символ звука [м]. Слово повторяется. «Какой звук слышится в слове после звука [м]?» (Звук [а]). Во вторую клетку выкладывается соответствующий символ звука. Далее детям предлагается назвать слово еще раз, чтобы услышать, какой звук следует после [а]. Когда они определяют, что там слышится звук [к], они выкладывают его в последнюю клетку. С учетом полученной схемы происходит повторение звуковой последовательности.  Дети отвечают на вопросы: Какой звук стоит первым, вторым, третьим? Сколько всего звуков в данном слове? Какой звук находится в начале? Какой в середине, конце и т.д.

На втором этапе происходит формирование действий фонематического анализа в речевом плане. При этом исключается материализация действий. Анализ ведется сначала с помощью картинки, затем без нее. Детям необходимо назвать указанное слово, определить последовательность и количество звуков, их расположение в начале, конце, середине слова.

На третьем этапе формируются действия фонематического анализа в умственном плане. Здесь необходимо, чтобы дети научились определять место, последовательность и количество звуков, при этом не называя слов. Так, к примеру, им нужно выбрать картинку, название которой включает пять звуков. Сами картинки при этом не называются.

Дальнейшее формирование фонематического анализа подразумевает постепенное усложнение предлагаемого речевого материала. Анализ односложных слов без стечения согласных сменяется анализом двусложных слов, которые включают два открытых слога, такие как баба, вода и пр.;

двусложные слова, включающие как открытый, так и закрытый слоги: мопед, комод и пр.;

двусложные слова, где имеет место стечение согласных на стыке слогов: ямка, елка и пр.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: крот, прут и пр.;

односложные слова со стечением согласных в конце слова: полк, волк  и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...