Главные вкладки

    Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы
    статья по логопедии по теме

    Мещерякова Евгения Юрьевна

    В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

    Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

    Начальным этапом в развитии фонематического анализа и синтеза является развитие слухового внимания, анализ ряда неречевых звуков. Эта работа проводится в следующей последовательности:

    1. Знакомство с понятием «звук». Правило: звуки мы слышим и произносим. Игры на развитие слухового внимания («Молчанка», «Где позвонили?» и др.)
    2. Знакомство с понятием «ряд». Сказка «Репка» (начало, середина, конец ряда).
    3. Анализ ряда неречевых звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)

    Следующим этапом является работа с речевыми звуками, то есть развитие фонематического анализа и синтеза, которое проводится в следующей последовательности:

    1. Выделение (узнавание) звука на фоне звуков, т.е. определение наличия звука в ряде звуков
    2. Выделение (узнавание) звука на фоне слогов, т.е. определение наличия звука в слоге
    3. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове
    4. Выделение звука в начале, в конце слова (определить первый или последний звук в слове)
    5. Анализ и синтез ряда гласных звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)
    6. Анализ и синтез обратного слога (определение количества и последовательности звуков в слоге)
    7. Анализ и синтез прямого слога (определение количества и последовательности звуков в слоге)
    8. Анализ и синтез односложного слова (определение количества, последовательности звуков в слове, места звука в слове )
    9. Анализ двусложного слова (открытые слоги) и т.д.

    Развитие фонематического анализа и синтеза

    В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

    Известно, что ударные гласные узнают гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяют из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки – наоборот, из конца слова.

    С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука. Поэтому работу начинаем с анализа ряда гласных звуков, соблюдая последовательность.


    Выделение (узнавание) звука на фоне звуков, т.е. определение наличия звука в ряде звуков

    Знакомим с гласным звуком, уточняем артикуляцию, обозначаем символом, в старшем дошкольном возрасте знакомим с буквой и запоминаем правило, что буквы мы видим и пишем.

    Определяется наличие заданного звука среди ряда звуков. Даются следующие задания: хлопни, если услышишь звук; подними символ звука, когда его услышишь; выложи столько символов звука, сколько раз его услышишь и т.д..

    Выделение (узнавание) звука на фоне слогов, слов проводится аналогично.

    Выделение звука в начале, в конце слова (определить первый или последний звук в слове)

    Начинаем работу с выделения ударного гласного в начале слова, при работе с гласным звуком [Ы], выделяем его в конце слова.

    Анализ и синтез ряда гласных звуков (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам)

    Начинаем работу с анализа ряда двух звуков. Логопед за экраном произносит звуки, дети должны запомнить количество и последовательность звуков. Анализ проводится по следующему алгоритму: сколько звуков вы услышали? Какой звук первый, какой второй? Какой звук в начале? Какой в конце? Затем дети выкладывают символы данных звуков, произносят, а старшие дошкольники под символами кладут буквы и читают. По мере знакомства с гласными звуками ряд увеличивается до шести звуков. Анализ ряда звуков проводится по алгоритму: сколько звуков? Назовите по порядку. Какой звук в начале? Какой в конце? Какой (какие) в середине. Затем дети самостоятельно выкладывают ряд символов и букв (старшие дошкольники).

    Анализ и синтез обратного слога

    Проводится после знакомства с согласным звуком, его характером,  сформированным умением выделять его на фоне звуков, слогов, слов, из начала и конца слова, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). Анализ обратного слога проводится по следующему алгоритму: сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй? Затем слог выкладывается из символов и букв, после чего дети читают слог.

    Анализ и синтез прямого слога

    Проводится по тому же алгоритму, что и анализ обратного слога.

    Анализ и синтез односложного слова

    При формировании сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы указанные в исследованиях П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. В связи с этим выделяются следующие этапы формирования функции фонематического анализа.

    Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

    Работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове, символы звуков. Например, анализ слова мак проводится следующим образом. Предлагается картинка на которой нарисован мак. Под ней – схема, состоящая из трёх клеточек. Логопед задаёт следующие вопросы: «Какой первый звук в слове мак?» (Звук [м]) В первую клеточку кладут символ звука [м]. Слово повторяется. «Какой звук слышится в слове после звука [м]?» (Звук [а]). Дети выкладывают символ звука во вторую клеточку.  Предлагается ещё раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после [а]. Определяют, что после [а] слышится звук [к], и выкладывают символ звука в последнюю клеточку. Затем по схеме повторяют последовательность звуков в слове: какой звук первый? Какой второй? Какой третий? Сколько звуков в слове? Какой звук в начале слова? Какой в конце слова? Какой в середине?

    Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления её. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. Называют какой звук в начале слова, в конце, в середине слова.

    Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

    На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они выбирают картинку, в названии которой пять звуков. При этом картинки не называются.

    В процессе дальнейшего формирования фонематического анализа происходит усложнение речевого материала. После односложных слов без стечения согласных берутся для анализа двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, щука и т.д.;

    двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, лужок и т.д.;

    двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: утка и т.д.;

    односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол и т.д.;

    односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк  и т.д.

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: кн. Для логопедов [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с. : ил.
    2. Логопедия : учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с. : ил.
    3. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селивёрстов. – М.:ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
    4. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с. : ил.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

    В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

    Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

    Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

    Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

    На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...

    Система работы по развитию языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ТНР

    Нарушение языкового анализа и синтеза удошкольников с ТНР является одной из самых актуальных проблем для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения....

    Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    Приемы формирования звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на основе рекомендаций Филичевой, Чиркиной, Ткаченко,Нищевой...