«Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ»
консультация по логопедии

Анисимова Елена Васильевна

ИОМ – это максимальная индивидуализация и конкретизация  направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-doklad_iom.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

        Индивидуальный образовательный маршрут - это  проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося   с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий  описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.

        Цель составления ИОМ – это максимальная индивидуализация и конкретизация  направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

        Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ОВЗ / инвалидностью

  • Разрабатывается не более, чем на один год.
  • Может корректироваться в процессе его реализации.
  • разрабатывается в срок не более 3 недель с момента предоставления родителем (законным представителем) в образовательную организацию оригинала заключения ЦПМПК и заявления на создание специальных условий образования и воспитания.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОМ

- Наличие статуса «обучающийся с ОВЗ», подтвержденного ТПМПК города

- Наличие статуса «ребенок-инвалид», подтвержденного Бюро медико-социальной экспертизы

- Согласие родителей на создание специальных условий получения образования

- Наличие в организации специалистов психолого-педагогического сопровождения

- Наличие психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Основные задачи ППК ОО  по проектированию ИОМ

  • конкретизация индивидуальных условий обучения и воспитания в соответствии с рекомендациями ЦПМПК/ИПРА
  • определение специфических индивидуальных условий освоения адаптированной образовательной программы обучающимся с ОВЗ на основе комплексной диагностики: определение формы обучения, формы реализации программы, определение специальных методов и технологий;
  • определение индивидуализированных задач развития обучающегося на год на основе  анализа выявленных в результате углублённого комплексного обследования  дефицитов и ресурсов обучающегося;
  •  определение индивидуальных планируемых результатов образования ;
  • разработка тактики, конкретизация и планирование направлений коррекционно-развивающей работы, содержания психолого-педагогического сопровождения воспитанника: подбор коррекционных программ, технологий сопровождения, адекватных возможностям и особым образовательным потребностям ребенка,  специфическим  условиям его включения в образовательную среду, требованиям АООП:
  • структурирование процесса обучения, развития и воспитания обучающегося  с ОВЗ и закрепление ответственности и единого регламента деятельности всех участников образовательного процесса
  • разработка логистики оказания специальной и психолого-педагогической поддержки обучающемуся с ОВЗ в образовательной организации;
  • мониторинг эффективности реализации  и корректировка содержания ИОМ, на основе анализа результатов промежуточной и итоговой психолого-педагогической диагностики динамики освоения обучающимся АООП, развития и социальной адаптации;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ и инвалидностью посредством привлечения к проектированию и реализации ИОМ.

Участники проектирования и реализации ИОМ

- Заведующий образовательного учреждения

-Старший методист

  • организует и координирует деятельность всех участников проектирования и реализации ИОМ;
  • оказывает методическую поддержку в рамках реализации ИОМ всем участникам образовательного процесса;
  • несет ответственность за проведение мониторинга эффективности реализации ИОМ.

- Педагог – психолог

- Педагог- дефектолог

- Учитель-логопед

  • предоставляют комплексное заключение по результатам первичной/динамической/итоговой диагностики освоения АООП, развития и социальной адаптации обучающегося с ОВЗ;
  • дают рекомендации ППк по основным направлениям, целям и задачам коррекционно-развивающей работы с обучающимся с ОВЗ/инвалидностью;
  • реализуют содержание психолого-педагогической и специальной поддержки обучающегося в рамках направлений и задач, определенных ИОМ;
  • представляют рекомендации воспитателям/родителям по обучению, развитию и социализации обучающегося с ОВЗ/инвалидностью.

- Воспитатель

  •   разрабатывает и корректирует планирование и содержание деятельности в рамках реализации пяти основных образовательных областей, направленных на разностороннее развитие воспитанника с ОВЗ,  с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей;
  • планирует совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом формы работы по реализации ИОМ в части задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности обучающегося с ОВЗ.

- Родитель (законный представитель)

  •   предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ/инвалидностью;
  •  в рамках обсуждения ИОМ на ППк ОО может вносить предложения по созданию специальных образовательных условий.

Основные этапы проектирования и реализации ИОМ

- Предварительный (аналитический) этап

-Предварительный (аналитический) этап

-Организационный  этап

-Реализация ИОМ        

-Контрольно-оценочный  этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"

Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...

Консультация для воспитателей на тему: «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель ИОМ-это создание в детском саду условий ,с...

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДОШКОЛЬНИКА

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДОШКОЛЬНИКА Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практик...

Консультация для педагогов " Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации. В широком смысле индивидуализация образования пред...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника (рекомендации воспитателям)

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.В широком смысле индивидуализация образования предп...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольника(рекомендации воспитателям)Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из...